Нарбикова Валерия Спартаковна
|
Другие персоны с фамилией Нарбикова
Другие персоны с именем Валерия Кто родился в этот день 24.11 Кто родился в этот год 1958 |
[24.11.1958, Москва]
— прозаик.
Отец — Нарбиков Спартак Хайбулович, мать — Пушкарёва Валентина Егоровна. Нарбикова окончила
Литературный институт, занималась в семинаре А.Битова. В начале 1980-х, как она свидетельствует в
своей автобиографии, были написаны книги «Сквозь», «Инициалы», «План первого лица и второго» (все —
1984). Первая публикация ее повести «Равновесие света дневных и ночных звезд» (1988) принесла ей
скандальную известность и премию журнала «Юность» за лучшее произведение года. Предваряя
публикацию этой повести, А.Битов отнес творчество Нарбиковой к так называемому «немому» поколению,
которое не печатали и считали как бы не существующим в литературе того времени. Но это поколение
уже повзрослело, обрело свой взгляд на мир — странный, «другой», обладающий целым рядом новых черт
и принципов. «Характеризовать новый художественный мир прежним набором критических клише,— писал
А.Битов,— задача мне непосильная. Могу здесь сказать, что на самом деле мир этот удивительно,
обольстительно прозрачен и нежен. Он естественен и абсолютно не нарочен... Ее стиль ей присущ, как
дыхание. Соотношение пространства и времени в ощущениях и переживаниях героев, то есть поэтика
Нарбиковой, и новы, и убедительны для меня. О красоте и пронзительной лирической силе многих страниц
ее прозы способен судить всякий, наделенный хотя бы и традиционным литературным вкусом человек.
Труднее постичь ее сюжет, ее архитектонику, ее замысел в целом» (Юность. 1988. №8. С.15).
Ощущая давление внутренних и внешних стихийных начал, Нарбикова выстраивает свои сюжеты по
принципу сложных ассоциативных связей, которые характеризуют общее состояние хаоса в привычном
мире, который меняет свой облик, становится неузнаваемым и сюрреалистическим. Пространство
удлиняется, закругляется, расширяется на глазах, меняя свои координаты, а время повторяется, идет
вспять, исчезает, рождая персонажей со странными именами и фамилиями (Отматфеян, Чящяжышын,
Ездандукта и др.), которые имеют тенденцию к постоянной репродукции. И вместе с тем герои
Нарбиковой, как отмечает критика, постоянно ищут гармонию и любовь как спасение от одиночества,
мечтают о красоте, пытаются к ней прикоснуться, сотворить, но ни одна из этих попыток не удается.
Даже любовь, начинаясь в одном пространстве, уходит в другое, превращаясь в некую сущность,
находящуюся за гранью возможного.
Нарбикова принадлежит к тем писателям, которых М.Цветаева называла «писателями без истории».
Трудно говорить о какой-либо эволюции в ее прозе, она почти всегда пишет о своем внутреннем
состоянии, которое, по-видимому, дано ей с рождения. В повестях «Ад как дА, аД как Да» (1986),
«Видимость нас» (1988) «Побег — про бег», «Около Эколо» (1990), «Великое кня...» (1991) и др. постоянно
воспроизводится один и тот же странный мир, где перемешаны осколки быта и бытия: то разноцветные и
даже веселые, то грязные ироничные. Стиль Нарбиковой основан на своеобразном ритме, который
переменчив, многообразен. Именно он ведет за собой лексику, стилистическую конструкцию,
осложненную повторениями, прихотливыми метафорами, соединенными с обыденной фразой, вульгарным
словом, постоянными вопросами, на которые никто не отвечает. Рефлексия персонажей незаметно
переходит в рефлексию автора, и в этом потоке нескольких сознаний уже трудно обнаружить какую-либо
ценностную сущность. Поэтический образ незаметно отрывается от смыслового контекста.
В 1996 появляется в печати первый роман Нарбиковой «...и путешествие». Метафора путешествия
отражает одну из особенностей поэтики Нарбиковой, которую часто используют и др. писатели.
Классическому мотиву придается статус философского «скольжения» по метафизическим и
трансцендентным точкам, которые обретают свое отражение и в той необычной реальности, где
существуют герои. Классика в качестве разных эмблематических фигур постоянно присутствует в
произведениях Нарбиковой. Она признавалась: «Когда я начинаю думать, чего мне не хватает в каком-то
из моих произведений, я начинаю думать не от своего лица, а от лица живых и даже умерших любимых
писателей, потому что умерших любимых — больше, чем любимых живых, как раз это грустно —
относительно мертвых и живых. И я начинаю думать, что вот, например, Набокову это могло бы и не
понравиться, но хоть что-нибудь одно вдруг бы понравилось... Но вот Пушкину точно бы не понравилось.
Потому что он простой и ясный. А вдруг ему, простому и ясному, понравилось бы сложное и неясное»
(Новые амазонки. М., 1991. С.180). Среди писателей, которые поразили ее творческое воображение,
Нарбикова называет Якоба Беме, Мейстера Экхарта, Михаила Кузмина, Ф.М.Достоевского, Н.Гоголя,
В.Набокова, Селина, Генри Миллера.
Творчество Нарбикова в начале 1990-х воспринималось «не как фраза пресыщенного эстета, но как крик
отчаяния потерянной и доверчивой души», пережившей пошлость и ложь тоталитаризма (Знамя. 1990.
№9. С.224). В конце 1990-х ее имя прочно связывается с постмодернизмом и включается во все
библиографии по разделу постмодернистского творчества. Однако о ней пишут критики мало, включая ее
произведения в «блоки» то «женской прозы» (сборники «Новые амазонки», «Не помнящая зла»), то
«эпатажной», то соединяя ее повести и рассказы с любым из представителей постмодернизма. Книги
Нарбиковой издаются в Амстердаме, Париже, Франкфурте. Помимо литературы Нарбикова занимается
живописью. Ее персональные выставки устраивались в Литературном институте (1984), Литературном
музее (1993), в Галерее «Семь гвоздей» (1995), в Музее Джерси-Сити (Америка, 1996).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх