AZ-libr.ру

информационный портал





Налимов Василий Васильевич
[04.11.1910-19.01.1997]

  Другие персоны с фамилией Налимов
Другие персоны с именем Василий
Кто родился в этот день 04.11
Кто родился в этот год 1910

       - математик, философ; доктор технических наук, профессор
       Род. в Москве в семье профессора Московского университета. Отец Н., по национальности коми, был этнографом; умер в тюрьме в 1938.
       В 1929-1931 Налимов - студент математического отделения физико-математического факультета МГУ, который не окончил из-за конфликта с комсомольской организацией.
       До осени 1936 занимался научной работой в области экспериментальной и теоретической физики.
       В 1936 арестован, получил срок - 5 лет исправительно-трудовых лагерей.
       В 1943 условно освобожден.
       В 1949 - повторный арест и ссылка в Казахстан, где вновь работал в центральной лаборатории металлургического завода.
       В 1959 Налимов создает лабораторию математических методов исследований в Государственном институте редких металлов (Москва).
       В 1965 переходит на работу в МГУ заместителем заведующего лабораторией статистических методов, руководимой академиком А.Н.Колмогоровым.
       С 1975 - заведующий лабораторией математической теории эксперимента на биологическом факультете МГУ; главный научный сотрудник лаборатории системной экологии того же факультета.
       Действительный член РАЕН (1996). Председатель секций химической кибернетики (1961) и математической теории эксперимента (1970) Научного совета по комплексной проблеме "Кибернетика" при Президиуме РАН.
       Налимов стремился показать философские основания вероятностно-ориентированного видения мира.
       Основные результаты своей научной деятельности Налимов видит в следующем.
       1. Создана отечественная школа математических методов планирования оптимальных экспериментов.
       2. Сформулированы представления о дисциплине, известной как наукометрия.
       3. Разработана вероятностно-ориентированная модель языка, сознания и эволюционизма, рассматриваемого как процесс самоорганизации.
       4. Дан критический анализ современного состояния науки.
       5. Разработано философское понимание глобальной экологии.
       6. Предпринята попытка вернуться к философской классике - создается единая мировоззренческая. концепция, опирающаяся на исходные представления Платона. Вводится аксиоматика, позволяющая построить математическая модель сознания. Создается вероятностная логика, свободная от закона исключенного третьего, обладающая значительной эвристической силой. Здесь Налимов сближается со школой интуиционистской математики, отдающей предпочтение интуитивным построениям.
       7. Ставится проблема "научности" науки, делается попытка показать, что современная наука перестает отвечать требованиям "научности", сформулированным ранее.
       Основные позиции Налимова:
       1. Философия должна развиваться в тесном взаимодействии с науками. Многие философско звучащие идеи сейчас приходят из таких разделов знания, как математика, физика, космогония, биология и нетрадиционной психологии.
       2. Одновременно должна сохраняться связь с классической мыслью, идущей от Древней Греции, дополненная восточными представлениями о человеке и мире.
       3. Философская концепция должна строиться аксиоматически.
       4. Естественным представляется обращение к математическим построениям, поскольку сознание человека устроено так, что он воспринимает мир через математические формы и категории, такие как пространство (со множеством геометрий), время (в современном его понимании), число (природа которого нематериальна), вероятность, с которой связаны спонтанность и свобода.
       5. В мироздании присутствует Тайна - развивая наше знание, мы не разрушаем, а только расширяем и углубляем Её образ. Наука, в сущности, создает аргументированное Незнание, которое сейчас выглядит серьезнее, чем это было в прошлые века.
       Главным своим достижением Налимов считает разработку вероятностно ориентированной теории сознания - аксиоматической системы, построенной на обращении к формуле Бейеса, которая ранее использовалась только в математической статистике. Формула (теорема) Бейеса традиционно используется для вычисления апостериорных событий через априорные вероятности.
       Налимов сделал обобщение, придав статистической формуле новое логическое значение. Теперь можно говорить о силлогизме Бейеса-Налимова и, соответственно, о новой логике. Бейесовская логика, примененная к исследованию феномена сознания и культуры, позволяет (как полагает Н.):
       а) осмыслить и оценить многозначность значения слов обыденного языка (именно семантический полиморфизм дает нам возможность не опасаться последствий теоремы Геделя, когда мы попытаемся что-либо описывать);
       б) объяснить неоднозначность понимания текстов (вспомним здесь хотя бы историю развития христианства с ее нескончаемыми конфликтами);
       в) описать возникновение текстов;
       г) осмыслить такие труднопонимаемые понятия, как нирвана, свобода, спонтанность, триединство времени (по Хайдеггеру) и др.;
       д) рассмотреть Эго человека как особый самоинтерпретируемый текст;
       е) ввести представление о многомерности личности (каждый из нас хотя бы двумерен, т.к. непрерывно ведет диалог с самим собой);
       ж) показать, что многомерность в одном своем проявлении порождает творческое начало, а в других - может приводить к патологии;
       з) ввести представление о гиперличности, структуре межличностной, не локализированной в одном теле;
       и) рассмотреть вопрос о трансценденции личности как выходе из пределов сознания;
       к) дать семантическое описание биологического эволюционизма;
       л) признать вездесущность слабых форм сознания.
       Тогда мы сможем утверждать, что такие семантические проявления, как пространство, время, число, вероятность, спонтанность свойственны мироустройству в целом, независимо от присутствия наблюдателя. Геометризация семантического начала позволяет надеяться на возможность перебросить мост между сознанием и физическим миром, построив сверхединую теорию поля. Развиваемая концепция позволяет поставить вопрос о смысле мироздания. Ответ может звучать так: Цель Универсума - раскрытие потенциальности, изначально заложенной в мире. Цель жизни человека - участие в этом процессе. Наши исторические невзгоды - не более чем эксперименты, необходимые эволюционному процессу.
       Налимов считает, что его сформировали 20-30-е гг., когда он не только интересовался наукой, но и знакомился с идеями религиозно-философского движения анархистов-мистиков. Эзотерическая подготовка под их руководством продолжалась в течение 10 лет и была прервана арестом. Об этом он рассказывает в биографической работе "Канатоходец", первая публикация, фрагменты из которой появились в журнале "Путь" (1992. №1; 1993. №3).
       Работы Налимова, особенно последних лет, достаточно сложны, т.к. включают непривычно широкий спектр различных дисциплин. Для автора это принципиально, поскольку он считает, что наши социальные беды в значительной степени связаны с отторжением от Культуры, которой в целом мы не владеем и которая для нас исключительно фрагментарна (об этом см. ж."Alma Mater". 1993. №2). Социальный вывод из наблюдаемой ситуации - необходимость подготовки не просто специалистов разного рода, а культурных людей, осознающих роль человека в мире.
       Налимов считает, что философия наших дней должна бросить вызов чрезмерной технизации культуры и освободить ее от одряхлевших механистических представлений. Многие публикации Налимова переизданы за рубежом. Три монографии изданы только за рубежом (Главлит в свое время дал разрешение только "на вывоз", закрыв возможность публикации в нашей стране).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:57:18 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"