Нагродская Евдокия Аполлоновна
|
Другие персоны с фамилией Нагродская
Другие персоны с именем Евдокия Кто родился в этот год 1917 |
[1866, Петербург — 1.5.1930, Париж]
— поэтесса, прозаик.
Дочь гражданской жены Н.А.Некрасова А.Я.Панаевой, сторонницы женской эмансипации, и секретаря
журнала «Современник» А.Ф.Головачева. Получила хорошее образование в петербургской школе
Страннолюбских и в петербургском частном пансионе М.П.Спешневой — М.Д.Дурново. Пробовала свои
силы на сцене.
В 1882 вышла замуж за князя Бек-Мелик-Тангиева, прапорщика Кавказской милиции (этой фамилией
подписаны все ранние произведения).
В янв. 1888, овдовев, с двумя детьми возвратилась в Петербург, где поселилась с матерью. В это время
состоялся ее литературный дебют — рассказ «Рождественский подарок», появившийся в святочном
номере (Звезда. 1889. Янв.). Однако ради заработка Нагродская вынуждена была заняться поденным
литературным трудом: в 1890-е из-под ее пера выходят детективы с ловко закрученной интригой,
печатающиеся с продолжением из номера в номер в газете «Свет»: «Черное дело» (1889. 21-30 июня),
«Мертвая петля» (1889. 16 сент.-7 окт.), «Петербургские тайны» (1890.14 июня-10 июля) и «дамские»
повести об одиночестве, непонимании, иллюзорности счастья на страницах толстых журналов:
«Потерянное счастье» (Живописное обозрение. 1892. №16), «Розы», «Под ивами» (Север. 1892. №19,32).
Свою тему в литературе Нагродская нашла лишь в романе «Дочь дьявола» (Современный мир:
еженедельное приложение 1894. №1-10), где создается образ загадочной и роковой женщины,
оказывающейся в финале воплощенной добродетелью.
22 янв. 1896 Нагродская обвенчалась с В.А.Нагродским, служившим на Владикавказской железной дороге,
а с 1911 преподававшим в петербургском Институте путей сообщения.
Ее дебют под новой фамилией после почти 10-летнего молчания — роман «Гнев Диониса» (СПб., 1910). Он
принес писательнице широкую известность среди читающей публики, выдержав почти 10 изд., и
скептические отзывы критики. Концепции Ф.Ницше (человек-артист, аполлоническое и дионисийское
начала), О.Вейнингера (проблема пола и характера) и Вяч.Иванова (русская трактовка дионисийства),
травестированные в романе, появившемся как раз в год «кризиса символизма», — яркое свидетельство
того, что философская проблематика и стилистика русского модернизма стала достоянием эпигонов и
полубульварной литературы.
К.И.Чуковский, обозревая «верхи» и «низы» «текущей словесности» за 1911, определил место Нагродская
в литературной иерархии: «...поклонники <...> г-жи Нагродской только презрительно фыркнут, прочитав
творения Ремизова. И это не разница вкусов, это разница социальных положений» (Чуковский К. СС: в 6 т.
Т.6. М., 1969. С.412).
Ницшеанские мотивы и тема однополой любви получили продолжение в романе «У бронзовой двери»
(1913), в центре которого — фигура молодого музыканта, доводящего своего интимного друга до
самоубийства. Скандал, разгоревшийся по поводу запрещения и конфискации тиража первого выпуска в
1911, в котором автор принимала самое активное участие, явился одним из способов привлечь интерес
публики. В серии романов 1910-х Нагродская ищет новые модные темы и ракурсы: в романе «Борьба
микробов» (1913) это законы естественного отбора, спроецированные на человеческие взаимоотношения,
визионерская практика в мистическом романе «Белая колоннада» (1914) и спиритизм в «Злых
духах»(1915). В сборниках рассказов 1913, 1915, 1917 Нагродская продолжает заявленную в романе «Гнев
Диониса» женскую тему: поиски женских путей самопознания и самовыражения, а также внимание к
«странным» женским жизненным сценариям. Салон Нагродской — ее квартира на набережной Мойки, около
Синего моста,— описан в повести М.Кузмина «Плавающие — путешествующие», в мемуарах
«Петербургские зимы» Г.Иванова и в воспоминаниях Р.Ивнева. Нагродская являлась фактическим
издателем журнала «Петербургские вечера», на страницах которого появлялись и ее произведения.
В окт. 1918 Нагродская эмигрировала во Францию, где продолжала заниматься литературным трудом
(романы «Правда о семье моей жены», 1922; «Записки Романа Васильевича», 1922). Лучшим, по мнению
критики, считается трилогия «Река времен» (1924-26), где нашла отражение тема масонства как
духовного самосовершенствования.
Однако и в эмигрантский период Г.Струве относит творчество Нагродской к дамской, «более или менее
бульварной» беллетристике, указывая, что ее романы выходили главным образом в Риге; вероятно, на них
«был тайный спрос и в Советском Союзе» (Струве Г.— С.96). В Париже Нагродская и ее муж — члены
масонских лож (см.: Берберова Н. Люди и ложи. Нью-Йорк, 1986), Нагродская занимается написанием
труда по герметической философии.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх