AZ-libr.ру

информационный портал





Морозов Николай Александрович
[07.07.1854-30.07.1946]

  Другие персоны с фамилией Морозов
Другие персоны с именем Николай
Кто родился в этот день 07.07
Кто родился в этот год 1854

       - революционный народник, ученый, писатель.
       Род. в с. Барки Ярославской губ.
       Сын помещика и крепостной крестьянки. Получил прекрасное домашнее воспитание. Учился в гимназии. Участвовал в кружке чаиковцев.
       В 1875 арестован и привлечен к процессу 193-х, затем освобожден.
       В 1878 вступил в организацию "Земля и воля". Член исполкома "Народной воли" (с 1879). Участник покушений на Александра II.
       В 1880 в эмиграционной газете изложил концепцию террористической революции. Террор, включая индивидуальный, по Морозову,- это месть за поруганное человеческое достоинство. Он считал, что 3-4 удачных и быстро идущих одно за другим цареубийства развяжут социалистическую революцию, а в перспективе откроют широкую дорогу для социалистической деятельности в России.
       В начале 1881 Морозов был арестован. По процессу 20-ти (1882) был приговорен к бессрочной каторге. Отбывал ее в Шлиссельбургской крепости, откуда вышел в 1905. После того, как шлиссельбургские узники добились права пользоваться библиотекой и письменными принадлежностями, Морозов посвятил все время науке: он прошел курс богословия, создал ряд книг, посвященных сложнейшим вопросам химии, математики, астрономи и т.д. Многие из них сохраняют научую актуальность и до сих пор.
       Из тюрьмы народоволец М. вышел сложившимся ученым-энциклопедистом: 26 рукописных томов были созданы за 21 год заточения. "Я не в крепости сидел, я сидел во Вселенной" - эта афористическая реплика М. характеризует его мировосприятие после освобождения.
       Имя Морозова - ученого стало широко известно в России. Он читал лекции в Высшей вольной школе, в Психоневрологическом институте.
       Морозову была присвоена степень доктора физико-математических наук. Морозов продолжил изучение истории философии, науки и христианства. После революции 1917 успешно занимался педагогической и научной работой. Избран почетным членом Академии наук СССР.
       В 1918 - директор естественно-научного института им. Лесгафакультета.
       Морозов считал, что начало христианства было стихийно-демократическим, а его первичной формой выступал "монашеский коммунизм", затем оно выродилось, ибо приспособилось к интересам власти.
       Православие, по Морозову, всегда оставалось вне жизни и поэтому еще "ниже критики", чем самодержавие. Возникновение и развитие философии Морозов усматривал в ее антропологической природе и связывал с решением проблем: "Как произошел человек и все его окружающее?". Считал, что объяснить мироздание можно, опираясь на знание механических законов. Диалектика представлялась ему методом абстрактной философии, а не частных наук, которые не обязаны ей ни одним своим открытием.
       В трактовке общественной жизни придерживался своей версии "эволюционной социологии". Личность имеет приоритет перед "абстракцией общества", а потому психология должна лежать в основе социологии. Эволюция психики человека есть причина его социальной эволюции. Деятельность человека следует рассматривать в первую очередь с точка зрения эволюционной справедливости и нравственной ценности. Симпатизируя идеям панпсихизма и социокосмизма, Морозов мечтал о построении общества социальной справедливости во вселенском масштабе. Рассматривая социокультурные явления в тесной взаимосвязи с космическими процессами, Морозов считал одной из своих задач "согласовать исторической науки с естествознанием", чтоб найти закономерности культурного развития человечества.
       Основу культурологической концепции Морозова составляет разработанная им теория "преемственной непрерывности в эволюции человеческой культуры". Методика исследования им мировой культуры основывается на сопоставлении исторический событий с данными астрономии, геологии, географии, метеорологии и лингвистики. Ключом к пониманию большинства социокультурных процессов, по Морозову, может быть только астрономия. Следует отметить, что подобный подход привел Морозова к субъективному истолкованию хода мирового социокультурного процесса. (См.: В.А.Малинин. "РФС". С.304; А.В.Чанцев. "БСРП". Т.4. С.136-138; А.В.Шабага. "К". Т.2. С.62-64.)

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:52:42 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"