Молчанов Виктор Игоревич
|
Другие персоны с фамилией Молчанов
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 12.05 Кто родился в этот год 1948 |
- специалист по зарубежной (западной) философии; доктор философских наук, профессор
Род. в Ростове-на-Дону.
Окончил философский факультет МГУ (1971).
С 1971 по 1995 преподавал в Ростовском государственном университете.
В 1995-1996 - научная работа в университете г.Вупперталя (Германия).
С 1996 профессор Российского государственного гуманитарного университета. Руководитель Центра феноменологической философии философского факультета РГГУ.
Область исследований: проблема сознания, проблема времени, феноменологической философии; русской философии; парадигмы в современной филос. Принимал активное участие в издании пяти сборников по феноменологии и герменевтике в Риге и Вильнюсе в 80-е гг., в создании журнала "Логос" (Москва).
В журнале "Логос" (1991, вып.1) опубликован перевод Молчанов (с предисловием и примечаниями) статьи Гуссерля "Феноменология" из Британской энциклопедии.
Ряд статей Молчанова опубликован на английском и немецком языке. Руководитель проекта "Русская Гуссерлиана" - издание избранных сочинений Гуссерля. Переводчик "Лекций по феноменологии внутреннего сознания времени" (1994), 2-го тома "Логических исследований" (2001), "Картезианских медитаций" (2001).
С начала 90-х гг. разрабатывает новую концепцию сознания как многообразия различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений и идентификаций различенного.
Мир рассматривается как сложнейшая иерархия границ опытов и предметностей и как коррелят первичного опыта различений. Первичное различие - между различением (опытом), различенностью (миром) и различенным (предметным). Последнее как тождественное выступает не в качестве предпосылки, но в качестве результата - приостановки различений. Человеческому сознанию свойственна уникальная способность различать различия (самосознание) и различать типы и иерархии различий (рефлексия). В концепции сознания как различения значение рассматривается прежде всего как свойство мира, а затем уже свойство предметов, образов или знаков. Не сознание наделяет предмет значением, как бы испуская элементарно-ментальную частицу, которая достигает предмета, но предмет становится значимым, когда он, коррелятивно различению, обнаруживает свои функции на границе двух или нескольких опытов и контекстов. Различение ориентации в мире - "работать", "обедать", "отдыхать" и т.д. делает значимыми соответствующие объекты.
Различение - подчеркивает Молчанов, это не образ, не знак, не предмет, но источник образа, знака, предмета (как различенного); значение быть знаком, быть образом, быть предметом основано на значении незнаковой, необразной и непредметной природы: значение как различие определяет возможный набор знаков - носителей этого значения, контуры образа или предмета, различая знак, образ и предмет.
Опыт различений, по Молчанову, характеризуют прежде всего несколько первичных различий:
1) различие между различением, различенностью и различенным;
2) различие между передним планом и фоном;
3) различие между нормой и аномалией.
Акцент на различении (первичный из всех передних планов) выделяет опыт в собственном смысле, его самоотнесенность (любое различение - это различение различий), то, что традиционно называют самосознанием; акцент на различенности выявляет коррелят абсолютной дискретности различения, а именно: различие дискретности и непрерывности как основное свойство мира: речь идет о границах определенных опытов и контекстов и иерархии этих границ; акцент на различенном указывает на идентифицированный предмет, причем понятия трансцендентного и имманентного получают отчетливый дескриптивный смысл: различие различения и различенного характеризует трансцендентность предмета по отношению к опыту (различенное нельзя редуцировать к различению); различие между различенностью (опытов, контекстов) и предметом (различенным) характеризует имманентность предмета миру (предмет - всегда в определенном опыте и контексте).
Различие переднего плана и фона, их принципиальная "асимметрия" - источник такого опыта сознания как предпочтение. В свою очередь, устойчивое предпочтение определению переднего плана и забвение фона характеризует объективирующую функцию сознания, приостанавливающую дальнейшие контекстуальные различения и определяющую тем самым границы предмета.
Смысл объективности предмета достигается приостановкой различений. Приостанавливаемые различения образуют не только иерархию предметности (различенного), но и создают иерархию диспозиций - предрасположенностей к определенным различениям, предпочтениям, идентификациям (Habitus), которые, с одной стороны, регулируют телесно-физиологическое существование человека, а с другой - позволяют возобновлять после перерыва (сон, отдых и т.д.) определенную ментальную или практическую деятельность, т.е. реактивировать определенную иерархию различий в рамках определенного опыта.
Способность различать определяет способность направлять внимание, т.е. выделять и отдавать устойчивое предпочтение тому или иному различенному, а также предвосхищать, предвидеть и прогнозировать то, что может стать различенным, выделяя устойчивые переходы от определенных различений к определеным идентификациям как устойчивые тенденции. Концепция сознания как различения и различения различий - основа аналитической феноменологии, исходное методологическое различие которой - между интерпретацией и аналитикой опыта - является отправной точкой исследования многообразия человеческого опыта, а также философских учений, интерпретирующих или анализирующих ту или иную его сферу. Анализ, отличающий себя от интерпретации, был применен к текстам Гуссерля во вступительной статье Молчанова к переводу 2-го тома "Логических исследований".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх