Михайловский Николай Константинович
|
Другие персоны с фамилией Михайловский
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 27.11 Кто родился в этот год 1842 |
- социолог, философ, публицист.
Род в г.Мещовск Калужской губ. в семье чиновника из дворян.
Окончил Костромскую гимназию. Учился в Петербургском институте горных инженеров. Отчислен из института за участие в студенческих волнениях (1863).
С 1868 работал в журнале "Отечественные записки".
В 70-х сблизился с народовольцами, публиковал свои работы в "Народной воле". Принимал участие в редактировании "Письма исполнительного комитета Народной воли" Александру III. После закрытия "Отечественных записок", в которых были опубликованы основные работы Михайловского, сотрудничал в журналах "Северный В." и "Русская мысль", а также в газете "Русские ведомости".
С 1892 - один из ведущих редакторов журнала "Русское богатство", в котором Михайловский работал до самой своей смерти.
Умер в Петербурге.
В области общественно-политических воззрений Михайловский примыкал к либеральному крылу народничества, решительно выступая против революционно-насильственных методов борьбы с правительством. Философские и социологические взгляды М. сформировались в 70-е гг. под влиянием идей Герцена, Лаврова, Прудона. Целостная, гармоничная и свободная личность стоит в центре антропологических, социологических и этических представлений Михайловского. Процесс дробления и дегуманизации бытия человека в условиях эксплуататорских сообществ был положен Михайловским в основу критики современной ему российской и европейской действительности, основанных на прогрессирующей специализации и дифференциации труда.
Михайловский разработал "субъективный метод" в социологии, прямо вытекающий из его персонализма. Суть его состоит в том, что любое социально-историческое познание не может быть объективно-теоретическое., а с необходимостью включает в себя субъективный, оценочный момент. Научная истина неотделима от идеалов и ценностей познающей и волящей личности; знание разума - неотделимо от нравственной правды. Что касается исторического творчества, то, по мнению Михайловского, движущей силой истории выступает личность ("герой"), обладающий не только правдой-истиной (или правдой объективной), но отличающийся могучей субъективной волей к правде и психологической убежденностью в справедливости своих воззрений. Идеи Михайловского оказали огромное влияние на революционное движение в России.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх