Минин Сергей Константинович
|
Другие персоны с фамилией Минин
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 29.06 Кто родился в этот год 1882 |
- политический деятель и публицист, автор работ по философии и атеизму.
Обучался в Юрьевском (Дерпт-Лифляндском) университете на историко-филологическом факультете.
В революционном движении принимал участие с 1903.
После 1905 - трехлетнее заключение, аресты в 1910 и 1914 (ссылки, последний раз - в Сибирь).
В 1917 - председатель Царицынского комитета РСДРП (б), председатель совета рабочих и солдатских депутатов.
В 1918 - председатель штаба обороны Советов в Царицыне, член Реввоенсовета, затем помощник М.В.Фрунзе, член ЦК КП(б) Украины.
С 1923 - ректор Коммунистического университета, ректор Государственного (в Ленинграде) университета.
Ответственный редактор журнала "Коммунистический университет на дому" (1925).
Член Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б). Примыкал к "новой оппозиции", затем выступил с ее критикой.
С 1927 и до конца жизни тяжело болен.
В философии советского периода Минин известен более всего своей статьей "Философию - за борт!" и репутацией "философского нигилиста", "позитивиста", лидера течения, названного в 20-е гг. "мининщиной".
Существо его точки зрения в следующем. Религия есть духовное оружие "земледельцев" (рабовладельцев, феодалов), наука - орудие пролетариата. Философия же представляет собой метод, который берет на вооружение буржуазия. Подобно религии, философия враждебна пролетариату. Как не может быть "религии марксизма", так не может быть и "философии марксизма". Заниматься философией - значит изменять марксизму, скатываться к оппортунизму. У пролетариата должна остаться наука, только наука, но никакой философии. Тем не менее, судить о позиции М. в отношении к философии только на основании статьи в том ее виде, в каком она была опубликована в журнале "Под знаменем марксизма" (1922. №5, 6) нельзя. Как признавала редакция, "за недостатком места", были сокращены некоторые разделы; причем наиболее важные, разбирающие предмет и сущность философии были сокращены примерно на 2/3.
Минин протестовал против этого, заявляя, что редакция "статью без ведома автора сократила, да так, что кое-где получились искажения" (Под знаменем марксизма. 1922. №11-12. С.187). Для правильного понимания филос позиции М. необходимо обращаться к той же, но несокращенной статье, опубликованной в журнале "Армия и революция" (Харьков, 1922. №5), а также к другим его выступлениям. Но даже сокращенная статья Минина не дает достаточных оснований для квалификации его позитивистом. Она свидетельствует о том, что он подменял понятия. Говоря о "философии", Минин по существу имел в виду только идеалистическую натурфилософию. "Суть всякой философии: не отвергая науки, опираясь на нее, идти дальше науки, предлагая не просто гипотезы, а откровение, весьма похожее на религиозное" (Армия и революция. С.22).
Минин не противопоставлял науку философии диалектического материализма, считая материалистическую диалектику наукой, но не в смысле "безостаточного" растворения диалектики в естествознании, а в смысле строгой научности. Вместе с тем, придерживаясь левых (даже в рамках большевизма) взглядов в политике, он действительно нигилистически относился к идеалистической философской традиции. Его призыв "Философию - за борт!", вопреки субъективным желаниям автора, был использован подлинными позитивистами, считавшими себя последователями Минина. К тому же некоторые его формулировки и высказывания против "философии марксизма", сходство его схемы исторического развития форм мышления со схемами О.Конта, отсутствие прямых высказываний против позитивизма в статьях 1922г.,- все это служило немаловажной причиной неправомерного зачисления его самого в разряд позитивистов.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх