Микешина Людмила Александровна
|
Другие персоны с фамилией Микешина
Другие персоны с именем Людмила Кто родился в этот день 10.12 Кто родился в этот год 1930 |
- специалист по теории познания и методологии науки; доктор философских наук, профессор
Род. в Благовещенске Амурской обл.
Окончила философский факультет ЛГУ (1953).
Научно-педагогической деятельностью занимается с 1964. Работала доцентом кафедры философии Ленинградского горного института; доцент, профессор,
с 1986 по настоящее время - заведующая кафедрой философии Московского педагогического государственного университета (бывший МГПИ им. В.И.Ленина).
Докторская диссертация - "Детерминация естественно-научного познания. Методологические аспекты" (1978).
Председатель научно-методического совета по философии Министерства образования (с 1993 по настоящее время). Ответственный редактор и составитель "Хрестоматии по истории философии" (в 3 кн. М., 1997).
Почетный профессор МПГУ. Член президиума РФО. Действительный член Академии гуманитарных наук. Координатор экспертов РГНФ, РФФИ, Института "Открытое общество".
В трудах Микешина исследуются общие закономерности социокультурной детерминации и взаимодействие логических, когнитивных и ценностных моментов. Ценностные и мировоззренческие предпосылки научного познания, метод и стиль научного мышления, научная картина мира также рассматриваются в единстве методологических функций и форм социокультурной обусловленности познания. Неявное знание, имплицитные компоненты, принятые на веру эмпирического высказывания исследуются как феномены, необходимые не только для понимания и интерпретации научных текстов, но и для целостного видения знания в единстве дорефлексивных и рефлексивных форм.
В методологии гуманитарного познания выявлены способы рефлексии мировоззренческих компонентов; исследован метод конвенций как следствие коммуникативности познавательной деятельности. Текст рассматривается в качестве синтетической "единицы" методологич. анализа, содержащей социокультурные, ценностные компоненты; апробирована универсальность понятия научной революции, применяемого не только в естественно-научном, но и в гуманитарном знании.
Обосновываются идеи обновления традиционной эпистемологии, в качестве базовых операций принимаются не только отражение, но и репрезентация, конвенция и интерпретация; переосмысливаются категории субъекта - эмпирического и трансцендентального, истины и др. проблемы теории познания в контексте философии герменевтики. Предлагается новый подход, при котором теория познания (гносеология), эпистемология и философии науки рассматриваются как структурные компоненты более широкой области - философии познания, где они сохраняют свою абстрактно-гносеологическую и логико-методологическую природу и форму, но одновременно получают и экзистенционально-антропологическогое осмысление.
Обосновывается необходимость диалога и синтеза известных в философии познавательных концепций и когнитивных практик. Выдвигаются и обосновываются принципы: "доверия человеку познающему", "целостный человек познающий - целостная философия познания". Позитивно исследуются "маргинальные" для традиционной теории познания феномены - жизнь как категория познания, релятивность знания и релятивизм, когнитивная вера; признается фундаментальная значимость человека познающего, его понимающей и интерпретирующей способности. Показана необходимость тесной связи эпистемологии с герменевтикой, ее когнитивной практикой, позволяющей определить, в каких формах, понятиях и концептах, с помощью каких приемов богатейший опыт языка может быть учтен в философии познания.
В связи с интерпретирующей функцией субъекта рассматриваются герменевтические смыслы образования как пайдейи. В особом ракурсе - как "опыт мира" - исследуется язык и такая фундаментальная проблема, как познание времени и время в познании.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх