AZ-libr.ру

информационный портал





Мельников Павел Петрович
[22.07.1804-23.07.1880]

  Другие персоны с фамилией Мельников
Другие персоны с именем Павел
Кто родился в этот день 22.07
Кто родился в этот год 1804

       — инженер-генерал (с 1869).
       Из дворян. Сын коллежского асессора Петра Петровича Мельникова (по утверждению барона А.И.Дельвига, Мельников и его брат Алексей были побочными детьми обер-шталмейстера П.Н.Беклемишева, который выдал их мать «замуж за какого-то дворянина Мельникова, чтобы своим сыновьям дать дворянские права»).
       Род. в Москве.
       В 1818—20 учился в московском благородном пансионе В.Кряжева. Образование получил в Институте Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, который окончил в июле 1825 «первым по наукам» (с занесением его имени на мраморную доску), произведен в поручики и оставлен при институте репетитором.
       В 1826—33 занимался изысканиями по улучшению водных путей на реках Волхов и Западная Двина.
       В ноябре 1833 назначен профессором прикладной механики Института Корпуса инженеров путей сообщения, одновременно преподавал в Горном институте и в Артиллерийском училище.
       В 1837—39 командировывался за границу для изучения железнодорожного дела.
       В 1841 представил разработанный вместе с Н.О.Крафтом проект строительства железной дороги Санкт-Петербург—Москва; непосредственно руководил строительством на участке Санкт-Петербург—Бологое. По окончании строительства этой дороги на Мельникова были возложены изыскательские работы по строительству железной дороги от Москвы до Черного моря (за этот труд он был пожалован орденом Св. Владимира 2-й степ.).
       В январе 1858 назначен членом Совета Главного управления путей сообщения и главным инспектором частных железных дорог.
       В декабре 1858 избран почетным членом Петербургской АН.
       В 1860 ему было поручено строительство Грушевской железной дороги.
       В октябре 1862 назначен и.д. главноуправляющего, в августе 1863 — главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, а после реорганизации Главного управления в министерство, с июня 1865 по апрель 1869 министр путей сообщения. По отзывам современников, Мельников был отличный техник и первый министр путей сообщения, достигший этого поста из инженеров. Своей карьерой обязан был самому себе, своему образованию, талантам, своей энергии. По словам В.А.Панаева, «Мельников блестящим образом прошел курс наук, был одним из самых образованных людей с ясным и быстрым умом, первый положил начало устройству железных дорог, обучил для этого множество людей и будучи министром дал сильный толчок устройству дорог... Этим человеком Россия может гордиться...». Многие, однако, его винили за уступчивость: «ничего не поделаешь, надо уступить» — было его любимым изречением. При Мельникове произошла структурная перестройка министерства, с 1865 началась выдача концессий на строительство железных дорог частным лицам, были организованы: первое железнодорожное училище в г.Ельце, Институт инженеров путей сообщения, имевший военное устройство, а в 1864 преобразованный в открытое гражданское учебное заведение.
       За время управления Мельников к сети железных дорог прибавилась 4451 верста.
       В 1869 созван общий съезд представителей железнодорожных предприятий, на котором было решено начать прямую перевозку пассажиров и бесперегрузочную перевозку грузов. Открыты новые судоходные пути, модернизированы порты на Балтике, Азовском и Черном морях. Мельников составил первый русский теоретический труд о железнодорожном строительстве.
       С августа 1863 состоял членом Государственного совета. После отставки с поста министра, произведенный в инженер-генералы путей сообщения, присутствовал в Департаменте государственной экономии Государственного совета.
       В 1870—75 член Комитета железных дорог. Удостоен ряда высших российских орденов, до ордена Св. Александра Невского включительно. На свои средства построил у станции Лобань Новгородской губ., близ Санкт-Петербурга, школу и интернат для детей низкооплачиваемых железнодорожников и дом для престарелых женщин; все свои сбережения (женат он не был) завещал на содержание этих учреждений.
       Скончался в возрасте 76 лет на станции Лобань; похоронен там же. В сквере у станции Лобань был установлен его бюст.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:48:14 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"