AZ-libr.ру

информационный портал





Мейер Александр Александрович
[22.09.1875-19.07.1939]

  Другие персоны с фамилией Мейер
Другие персоны с именем Александр
Кто родился в этот день 22.09
Кто родился в этот год 1875

       - философ и историк культуры.
       Род. в Одессе.
       Домашним языком в семье Мейера был немецкий.
       Мейер воспитывался в лютеранской атмосфере, но считал себя православным.
       В молодости участвовал в революционной деятельности, вел агитационную и просветительскую работу. За организацию рабочих кружков был сослан в Среднюю Азию. Сотрудничал в газете "Русский Туркестан", где стал известен сначала как марксист, а потом как критик марксизма. Вернувшись из ссылки, участвовал в деятельности Петербургского Философского общества.
       Мейер знали по переводам Э.Маха, Ф.Йодля, П.Барга, Р.Штаммлера и других. Он был известен и своими лекциями по истории философии и религии в обществе народных университетов.
       В августе 1917 М. - среди участников Всероссийского Церковного Поместного Собора (от Петроградского Религиозно-философского общества). После революции принял участие в организации "Вольфплы". Был профессор и заведующий кафедрой эстетики движения на Высших научных курсах П.Ф.Лесгафта (1918-1928).
       Поздней осенью 1917 Мейер организует кружок петербургских интеллигентов "Воскресение". В этот кружок входили (в разные годы) Г.П.Федотов, А.С.Аскольдов-Алексеев, А.В.Карташев, Л.Пумпянский, М.М.Бахтин, Н.П.Анциферов и др. Это была, как вспоминает Д.С.Лихачев, "одна из наиболее значительных философско-религиозных организаций в Петербурге" (Об Александре Александровиче Мейере // "Вопросы философии" 1992. №7. С.92). "Воскресение", благодаря братству его членов и их своеобразной религиозности, просуществовал достаточно долго (до 1929).
       В декабре 1928 за участие в деятельности "Воскресения" Мейер был арестован, а весной 1929 приговорен к расстрелу, который потом заменили десятью годами заключения. (По делу "Воскресения" в 1929 был арестован и М.М.Бахтин, которому Соловки заменили высылкой в Казахстан; с 1929 отбывает срок в Соловецких лагерях, а затем на строительстве Беломорканала Н.П.Анциферов; аресту подвергаются Л.Пумпянский и др.). Находясь на Соловках, а затем в Белбалтлаге, М. подводит итоги своей жизни, пишет философские работы.
       После освобождения живет в Калязпнс, где занимается переводческой деятельностью. Там же появляются его последние работы.
       Похоронен Мейер на Волковом лютеранском кладбище в Петербурге.
       Философия Мейер является вариантом диалогического персонализма, созвучным идеям М.Бубера и М.Бахтина. Она скорее подразумевает не созерцательность, а реальное действие. Именно этим объясняется значительность организационной деятельности в жизни Мейера.
       Его философия постоянно ищет свое воплощение то в революции, то в религии. В работах по анархизму Мейер делает первые попытки подойти к идее личности. Но эта идея оказалась несовместимой с революционной практикой, и Мейер пытается обрести ее в религии. Он надеется реально воплотить ее в новом религиозном сознании, которое определяло умонастроение его кружка.
       По мнению Мейер, идея может получить свое существование лишь в диалоге и благодаря ему. "Верховное Я" своей любовью рождает в нас личность, когда мы ему открыты. Тем самым делается возможным подлинный диалог между людьми. Создание подлинного диалога - главная цель "Воскресения". "Абсурд "множества единых"" есть формула любви и формула личности - на этой мейеровской мысли держалась вся деятельность его религиозно-философского кружка. "Абсурд "множества единых"" - тайна, которая невыразима рациональным языком, она предполагает либо практическое воплощение, либо символическое выражение. Перформативный символизм Мейер отличается от дескриптивного символизма Л.Ф.Лосева и других своей подчеркнуто персональной ориентацией, растворяющей даже само бытие в идее личности.
       Философия Мейер является попыткой создания практической нравственной философии, основанной на ряде христианских идей: личности, диалога, тайны. Она открыла возможности для реализации нового религиозного сознания в обществе и обозначила границы для рационального постижения личности.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:48:02 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"