Матвеева Новелла Николаевна
|
Другие персоны с фамилией Матвеева
Другие персоны с именем Новелла Кто родился в этот день 07.10 Кто родился в этот год 1934 |
[7.10.1934, г.Пушкин Ленинградской обл.]
— поэтесса.
Стихи начала писать в детстве. О своем детстве, отце и матери, о художественной
атмосфере в семье Матвеева рассказала в поэмах «Ключи от клуба» и «Вещи в
доме». Автобиографический характер имеет книга Матвеевой «Мяч, метавшийся в
небе», опубликованная в 1996-97 в журнале «Знамя». Печататься начала в 1958.
В 1961 вышел первый сборник «Лирика», за которым последовали «Кораблик» (1963),
«Душа вещей» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978), «Закон песен» и
«Страна прибоя» (1983), «Хвала работе» (1987), «Нерасторжимый круг» (1991),
«Менуэт» (1994) и др. Матвеевой написаны, но пока не опубликованы 2 пьесы и
роман «Союз действительных».
Стихи и песни Матвеевой приобрели широкую известность одновременно с
произведениями Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского и других молодых
поэтов. Им был свойствен романтический пафос, устремленность в будущее.
Сущность поэтического мировосприятия Матвеевой следует определить словом
«романтика». Если для высокого романтизма наряду с высокими идеалами характерна
внутренняя драматическая раздвоенность героев, глубоко трагический взгляд на
мир, то романтике, при всем чувстве драматизма, свойственны мечтания и надежды,
эмоциональная легкость и подвижность, окрыленная фантазия. В стихах Матвеевой
появляются образы неба и уходящего за горизонт кораблика, мечта о неведомых
сказочных странах, предметы и явления, содержащие в себе что-то таинственное,
чудесное, непознанное, неведомое, неожиданное. Сборник «Кораблик» открывают
стихи: «Я вам несу мою мечту, / Как одуванчик в бурю, / И все боюсь: не донесу.
/ Боюсь, не донесу. / Все сказано на свете: / Не сказанного нет. / Но вечно
людям светит / Несказанного свет».
Любимыми героями поэтессы являются мореходы, путешественники, первопроходцы,
люди, находящиеся в дороге и в поиске, одержимые открытием неведомого и
прекрасного, а любимыми писателями — англичане, выходцы из страны мореходов,
колонизаторов и романтиков: Берне, Байрон, Диккенс, Стивенсон, Киплинг... В
английской литературе начала XIX в. Матвеева открыла мало кому известного, но
родственного ей по духу писателя-романтика Чарлза Лэма и посвятила ему «Сонеты
Лэму». Кроме англичан, поэтессе близки американцы Купер, Марк Твен, Фрост. Из
русских писателей ей ближе всех Александр Грин.
Критики упрекали Матвееву в книжности и приверженности к экзотике. Однако у
Матвеевой эти свойства — не приметы дурной литературщины: у нее экзотика
является неизбежным спутником романтических странствий, а книжность —
источником богатой поэтической фантазии, метафорических ассоциаций, барочного
стиля, расширения культурного кругозора.
Непосредственность восприятия и национальный строй чувств особенно сказались у
Матвеевой в изображении русской природы. Ее пейзажные стихи отличаются
живописностью, конкретностью, пристальной и, можно сказать, аналитической
сосредоточенностью поэтического взгляда: «Под прошлогоднею листвой...», «В
лощинах снег, слоистый, как слюда...», «Дубрава», «Зима», «Степь», «Ночная
песня», «Лес», «Кувшинка», «Река текла как дождь...», «Баклажаны бока
отлежали...», «Цветы» и др.
Поэзии Матвеевой свойственны гражданственность, непримиримое отношение ко всему
косному, утробному, бездуховному, по-мещански самодовольному. Во многих стихах
поэтессы есть «перец» сатиры и острой публицистики, воспетый ею в «Гимне
перцу».
Стихотворениях «Сумерки богов», «Рембрандт» и других строятся на философских
размышлениях о природе гармонии и красоты, дисгармонии и косности, о назначении
искусства и совр. состоянии мира. В стихотворении «Не пиши, не пиши, не
печатай...» поэтесса размышляет о роли плотского и духовного в искусстве,
осуждает голую чувственность и утробность, низменные инстинкты: «Как волокна
огнистого пуха, / Из столетья в столетье / Летят/ Звезды разума, сполохи духа,
/ И страницы в веках шелестят». Путь духовного восхождения тяжел и труден, но
легкий и простой мир инстинктов и плотских потребностей неизбежно ведет
человечество на «путь от Платона к планктону / И от Фидия к мидии». В
стихотворении «Сон» (1961) задолго до российского апокалипсического декаданса
1990-х Матвеева показывает, как ожидание всемирной катастрофы пробуждает у
бездуховных людей низменные инстинкты и утробные потребности, а у людей
творческого труда — веру в силу человеческого духа и надежду на всеобщее
спасение: «Вбежал какой-то хрупкий человек. / Стал посреди всего земного шара.
/ С лицом усталым, как весенний снег, / Подтаявший от близости пожара. /
"Нашел! — он крикнул.— Эврика! — как брат, / Раскрыв народам быстрые объятья,—
/ Я знал, я знал, что входят в яд и в ад / Противоядье и противоадье! / Не
будет взрыва! Атомы за нас! / Да будет жизнь! Вы — будете. Я — буду! / Я сделал
ВСЕ! И завершил СЕЙЧАС. / Да! — в этот миг. В предсмертную минуту"».
Об особенностях своих песен Матвеева подробно рассказала в заметках,
опубликованных в альманахе «Поэзия» (М., 1983. Вып.37) и других своих
выступлениях.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх