Маршак Михаил Филиппович
|
Другие персоны с фамилией Маршак
Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 03.04 Кто родился в этот год 1932 |
[3.4.1932, Москва]
— драматург.
Окончил в 1956 Московский горный институт. Печатается с 1952. Уже в первых
пьесах — «Чистые руки» (1956) и «Место в жизни» (1957) — поднимает острые
проблемы современности, утверждает активную гражданскую позицию личности, делая
своим главным героем человека, лишь вступающего в жизнь. Интерес к молодежной
тематике проявляется и в позднее написанных Шатровым пьесах: «Глеб Космачев»
(1961), «Современные ребята» (1962), «Лошадь Пржевальского» (1972), «Погода на
завтра» (1974) и др. Не чуждые дидактизма, пьесы Шатрова всегда злободневны по
тематике, чрезвычайно сценичны, тяготеют к публицистическому разрешению
поставленных здесь проблем, что обеспечивало им шумный успех и объясняет их
сценическую недолговечность.
Героическая драма «Именем революции» (1958) открывает новый период в творчестве
Шатрова: обращаясь к историко-революционной теме, драматург решает ее в
политическом ключе. Политический театр Шатрова — одно из самых заметных явлений
в драматургии и театре, в особенности во второй половине 1980-х. Сюжет,
конфликт, система характеров в пьесе обусловлены в этом случае находящимся в их
центре политическим событием: оно определяет развитие всех сюжетных линий,
отношением к нему, степенью активности в политической борьбе впрямую
определяются свойства персонажей и их оценка. Политической пьесе Шатрова
свойственна публицистичность стиля, демонстративная опора на документ, нередко
малоизвестный и всегда по-новому интерпретируемый драматургом. На это указывает
сам Шатров: «Что касается документальности, то, на мой взгляд, это один из
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ - именно ХУДОЖЕСТВЕННЫХ! — методов постижения действительности,
а документ — своеобразная форма ее отражения. В одном случае документ
становится толчком для мысли, в другом преображается, подчиняясь эстетическим
законам драмы, а в третьем может быть использован целиком и полностью».
Преимущественное внимание к политической позиции персонажей ведет в такой пьесе
к однолинейности сюжета, одномерности характеров, лишенных психологической
глубины.
Обращаясь к традиционной для советской драматургии героико-революционной
тематике, Шатров предлагает принципиально новое ее решение. Естественно, что
центральной фигурой в его политическом театре оказывается Ленин, который
воспринимается драматургом как «личность, сконцентрировавшая в себе главные,
коренные проблемы XX века». При этом из жизни вождя революции выделяются
эпизоды, наиболее напряженные, грозящие гибелью молодому советскому
государству,— именно в эти моменты с особой отчетливостью обнаруживается сила
ленинской мысли, которая и является главным предметом изображения в театре
Шатрова. Так, сюжетным центром пьесы «Шестое июля» (1964), жанр которой ее
автор определил словами «опыт документальной драмы», стало восстание в 1918
эсеров, которые до той поры входили в коалицию с захватившими власть
большевиками. Не менее драматична и ситуация, положенная в основу сценического
действия в пьесе «Тридцатое августа. Большевики» (1968),- покушение на Ленина.
Политический театр Шатров — поле смелого сценического эксперимента. В пьесе
«Синие кони на красной траве. Революционный этюд» (1979) драматург отказывается
от портретного сходства персонажей — в т.ч. Ленина — с историческими лицами,
имена которых они носят. Это позволяет сблизить актера (являющегося
современником зрителю) с тем, кого он изображает на сцене,— так реализуется
стремление автора вовлечь сегодня живущего человека в ведущийся на сцене диспут
о сути, смысле революции. При этом драматург убежден в необходимости выхода к
подлинному содержанию ленинских идей, озабочен утверждением в сознании читателя
(зрителя) представления о социализме с человеческим лицом.
На этих позициях стоит Шатров и в пьесе «Так победим!» (1982), где
рассказывается о последних днях Ленина, воспроизводятся его нелегкие раздумья о
том, как будет развиваться революция. Не ограничиваясь изображением отдельных
исторических эпизодов, Шатров строит действие своих политических пьес на борьбе
идей. В пьесе «Диктатура совести» (1986) на сцене устраивается суд над Лениным,
над ленинизмом: необходимость этого для драматурга диктуется желанием защитить
эти священные для него принципы от сегодняшних идейных противников и маловеров.
В этом суде принимают участие и исторические лица — соратники и противники
Ленина, и лит. герои, и персонажи, шагнувшие на сцену из сегодняшнего дня.
Здесь Шатров возвращается к давно известным советскому театру принципам
агитационного, плакатного искусства со свойственной ему предельной
обобщенностью изображения действующих лиц, с интересом не к психологии, а к
идее, которая утверждается каждым из них.
По пути эксперимента идет Шатров и в пьесе «Дальше... дальше... дальше!»
(1988), где о событии, происшедшем в ночь на 24 окт. 1917, размышляют его —
давно уже ушедшие из жизни — участники, имеющие возможность из исторического
далека по-настоящему понять и оценить то, что было совершено (или — не
совершено) ими. Драматическая острота происходящей на сцене подлинной битвы
идей обусловлена не только тем, что по воле драматурга здесь сталкиваются
большевистские вожаки и их противники, враги. Эта острота особенно усиливается
оттого, что в этом столкновении принимает участие Сталин, с именем которого для
Шатрова связывается «чудовищный клубок преступлений», освящавшийся словами о
верности революционным идеям. Автор пьесы по-прежнему убежден в высоте
ленинской идеи, но в финальной сцене рядом с Лениным продолжает оставаться
Сталин: многозначительная деталь.
Пьесы Шатров, пользовавшиеся во второй половине 1980-х огромной популярностью,
уже в начале 1990-х сходят с театральной сцены — так сказывается их сращенность
— буквально — с породившим их днем.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх