Марченко Николай Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Марченко
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 08.07 Кто родился в этот год 1887 |
[26.6(8.7).1887, Бессарабия — 3.10.1969, Монтерей, Калифорния]
— прозаик.
Будущий писатель учился в Киевском политехническом институте, по окончании которого служил в
Казани. Принимал участие в дени-кинском движении, был пленен красными войсками, но сумел бежать из
плена. Учительствовал в провинции: преподавал математику.
В 1932 был ненадолго арестован.
С 1935 до 1944 жил в Киеве.
1944-50 провел в Германии, откуда переехал в Америку. Жил вместе с сыном Н.Моршеном.
Перу Нарокова принадлежат 3 романа: «Мнимые величины» (1952), «Никуда» (1961) и «Могу!» (1965).
Наибольшую известность получили первый и последний. «Никуда» вышел только в журнальной
публикации. Во всех поставлена проблема свободы, морали и вседозволенности, добра и зла,
утверждается идея ценности человеческой личности, что роднит писателя с творчеством Ф.Достоевского,
влияние которого проявляется на всех уровнях художественных произведений писателя. В основе
«Мнимых величин» и «Могу!» лежат полудетективный сюжет, тайна, позволяющие заострить
столкновение морали и безнравственности, выяснить, любовь или жажда власти правит миром.
Один из главных героев «Мнимых величин», чекист Ефрем Любкин, возглавляющий НКВД в
провинциальном городке, утверждает, что все провозглашаемые коммунизмом цели — лишь громкие слова,
«суперфляй», а «настоящее, оно в том, чтобы 180 миллионов человек к подчинению привести, чтобы
каждый знал, нет его!.. Настолько нет, что сам он это знает: нет его, он пустое место, а над ним все...
Подчинение! Вот оно-то... оно-то и есть на-сто-ящее!». Многократно повторяющаяся в романе ситуация,
когда человек создал фантом и сам в него поверил, придает злу трансцендентный характер. Ведь этому
закону подвержен и несчастный арестант Варискин, и мучающие его следователи, и сам всемогущий
Любкин, поверивший в то, что подчинение и есть смысл жизни и лишь избранным дана «полная свобода,
совершенная свобода, от всего свобода — только в себе, только из себя и только для себя. Ничего
другого — ни Бога, ни человека, ни закона».
Еще более последовательно проводит эту мысль «человек-могу» Фёдор Петрович Ив. Все его помыслы
направлены на подчинение себе других людей. Подобно Великому инквизитору из романа Ф.Достоевского
«Братья Карамазовы», Ив утверждает, что люди должны с радостью отказываться от своей свободы в
пользу сильных. Причудливый путь этого дьявола-искусителя (видный коммунист — сотрудник гестапо —
капиталист) на самом деле весьма показателен и характерен: все эти виды деятельности дают Иву
власть.
Однако по мере развития сюжета выявляется несостоятельность идеи тирании как главного закона
мироздания. Любкин убеждается, что его теория такой же «суперфляй», как и коммунистические догмы.
Его все более тянет к Библии с ее идеалом любви к ближнему. Иву не удается хитроумный план завладеть
нравящейся ему женщиной. У его верной помощницы Софьи Андреевны, как и у Раскольникова, «чтобы
убить, сил хватило, но чтобы жить с убийством в душе» — нет. Любкин к концу романа меняется; Софья
кончает жизнь самоубийством. Сам Ив вынужден бежать.
Причиной такого исхода является наличие в системе образов обоих романов людей высокой морали. Как
правило, это женщины: Евлалия Григорьевна и ее соседка старушка Софья Дмитриевна в «Мнимых
величинах», Юлия Сергеевна — в «Могу!». Внешне слабые, наивные и даже порой смешные, они верят в
то, что «все дело в человеке», «человек — альфа и омега», верят в интуитивное понимание добра, в то,
что Кант и Достоевский называли категорическим императивом. Напрасно искушает Любкин хрупкую
Евлалию Григорьевну правдой о предательствах близких ей людей, ожидая, что женщина воспылает
ненавистью к ним, откажется от любви к ближнему. Тщетно спекулируют Ив и Софья на совестливости
Юлии Сергеевны, желая совратить праведницу. Они приносят ей страдание, но не могут заставить
изменить принципам.
Сложная система образов-зеркал помогает писателю выявить нюансы нравственных споров, придает
романам многогранность и психологическую глубину.
Большое место в книгах Нарокова занимают описания снов, символические притчи, рассказываемые
героями.
Нароков принадлежит и ряд рассказов, опубликованных в эмигрантской периодической печати.
Наибольший интерес представляют философские притчи («Флакон», «Зеркало и пуля», «Слепая»).
Писатель собирался объединить их в сборнике «Странные рассказы», но этот замысел был осуществлен
только в рукописи.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх