Мариенгоф Анатолий Борисович
|
Другие персоны с фамилией Мариенгоф
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 06.07 Кто родился в этот год 1897 |
[24.6(6.7).1897, Нижний Новгород — 24.6.1962, Ленинград]
— поэт, прозаик, драматург, мемуарист.
Родился в семье служащего, выходца из Лифляндии (Южная Эстония, отошедшая по Ништадтскому
мирному договору со Швецией к России). Благодаря дворянскому происхождению матери некоторое время
учился в нижегородском Дворянском институте императора Александра II, привилегированном среднем
учебном заведении. В связи с переводом отца по службе в Пензу Мариенгоф оставил институт.
В 1916 окончил пензенскую гимназию, был мобилизован на Западный фронт, где служил в
инженерно-строительной дружине.
В событиях 1917 Мариенгоф непосредственного участия не принимал, но несколько позже (1918) свое
отношение к ним выразил так: «Верьте, я только счастливый безумец, / Поставивший все на Октябрь».
Возвратившись в Пензу, Мариенгоф печатает в пензенской губернской типографии «революционный
альманах» «Исход».
В 1919 Мариенгоф — секретарь издательства ВЦИК в Москве, здесь знакомится и сближается с С.Есениным
и В.Шершеневичем. Подпись Мариенгоф стоит под манифестом русского имажинизма («Декларация», февр.
1919), а его стихи печатаются в многочисленных имажинистских сборниках начала 1920-х.
Несколько десятилетий спустя Мариенгоф напишет о тогдашних своих взглядах: «Не чуждо нам (Есенину и
Мариенгофу.— Ред.) было и гениальное мракобесие Василия Васильевича Розанова» (Мой век... С.402). М.
вполне разделяет розановское (периода «Апокалипсиса нашего времени») понимание революции 1917 как
разрешение конфликта между Христом и Солнцем-Иеговой в пользу второго. Но «счастливый безумец»
идет дальше, он и Солнце лишает каких-либо сакральных прерогатив, рассматривая его лишь как некий
«осветительный прибор», единственная функция которого — выхватить из тьмы времен «Я». В
«Революционной Троице» (Свобода, Равенство, Братство) поэта привлекает, пожалуй, лишь свобода,
понимаемая вполне по-штирнеровски. Не случайно, что «анархия» становится «лейт-словом» в поэме
Мариенгофа «Кондитерская солнц» (1919).
Вскоре, однако, восторг «счастливого безумца», намеренного «стихов серебряные росы» вручать «только
тем, кто несет погромные колья», обретает и определенное эмоциональное противотечение: «Я знаю,
увять и мне» (поэма «Слепые ноги»). И если совсем недавно поэт призывал кровь Христа «выплескивать,
как воду из рукомойника», ради «живой жизни», то в 1920 в «мрачно-красивой» (В.Львов-Рогачевский)
поэме «Сентябрь» он приходит к мысли о самоубийстве («Открою у ладони синий желоб. / Прольется
кипяток. / Вольется лед»).
Поэзия Мариенгофа-имажиниста глубоко пессимистична. Хотя «Стихами чванствую» и «Развратничаю с
вдохновеньем», но наступает «Разочарование», и впору сделать «Руки галстуком». Так, определенным
образом соединив названия некоторых поэтических сборниках Мариенгофа 1919-20, можно было бы
определить миро- и жизнеощущение поэта в этот период, учитывая, разумеется, игровой,
нарочито-эпатажный характер этих названий.
Теоретик «ритмического стиха» и композитор А.Авраамов писал о поэзии Мариенгофа: «...вот он,
преодоленный (не первозданный) хаос верлибра» (Авраамов А,— С.20). По его мнению, для описания
ритмического строя стихов Мариенгофа требуется отказ от обычной «метрической номенклатуры» и
переход к более тонко дифференцирующей «номенклатуре музыкальной». «По самодовлеющей мощи
архитектоники и захватывающему лиризму», полагал он, стихи Мариенгофа могут быть сравнимы с
музыкой Баха. Есенину в качестве «музыкального аналога» назывался Гендель. С другой стороны,
изощренный ритм стихов Мариенгофа, зачастую осложненный разноударной ассонансной рифмой, сильно
затрудняет их восприятие, вызывает ощущение хаотичности, некоего «сумбура вместо музыки».
В 1920 Мариенгоф выпускает брошюру по теории имажинизма «Буян-остров». Как теоретик имажинизма, он
оказывается отнюдь не столь радикален, как, например, В.Шершеневич. Мариенгоф проповедует не
«каталог образов», который можно с тем же успехом читать и от конца к началу, но «прекрасное целое»,
которое «прекрасно только в том случае, если прекрасна каждая из его частей» (Буян-остров. С.10).
Правда, «прекрасное» Мариенгоф понимает по-своему. Он пишет: «Одна из целей поэзии — вызвать у
читателя максимум внутреннего напряжения. Как можно глубже всадить в ладони читательского
восприятия занозу образа», чему всего лучше служит соединение высокого и низкого, «совокупление
соловья и лягушки» (Буян-остров. С.11-12).
В.Львов-Рогачевский писал о Мариенгофе что в его лирике нашли выражение «чувства и настроения
хитровцев, утративших лик человеческий», добавляя: «Его могла бы спасти искренняя, горячая,
непосредственная любовь» (Львов-Рогачевский В.— С.45). Слова критика оказались пророческими.
Трудно без трепета читать в воспоминаниях Мариенгофастраницы, посвященные им жене, актрисе
А.Никритиной. «Поэтический хитрованец» был спасен. Однако о Мариенгофе— лирическом поэте с
середины 1920-х всерьез следует говорить лишь в прошедшем времени. Стихи он продолжал — от случая
к случаю — писать и позже, но собранные воедино (Неизвестный Мариенгоф. С.91-151), они производят
удручающее впечатление.
Мариенгоф начинает работать для театра (пьеса «Вавилонский адвокат», 1925). По его сценариям
снимаются фильмы «Дом на Трубной» (1927), «Проданный аппетит» (1928) и др. После скандального
успеха книги Мариенгофао Есенине «Роман без вранья» (3 изд. 1927-29) он обращается к прозе. Во многом
созвучны западноевропейской литературе «потерянного поколения» романы Мариенгофа «Циники» и
«Бритый человек» (в СССР опубл. лишь в «эпоху перестройки»). Кстати, сюжет «Бритого человека»
(совслужащий «с правом ношения оружия» из зависти убивает поэта, а затем успешно выдает убийство за
самоубийство) вполне мог позднее послужить отправной точкой для возникновения версии об убийстве
С.Есенина. Результатом издания романов на Западе (в 1929 вышли в свет «Циники», а в 1930 — «Бритый
человек») было 10-летнее (1930-40) едва ли добровольное молчание Мариенгоф как писателя в СССР.
В 1940 Мариенгоф снова начинает печататься, и в 1940-50-е Мариенгоф издает свыше полутора десятка
пьес и комедий, вполне отвечающих «требованиям времени», однако у читателей и зрителей особым
успехом не пользующихся. Вместе с тем значительный интерес представляют воспоминания Мариенгофа
«Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги», написанные в 1950-х.
Широкому читателю пока не известны некоторые пьесы Мариенгофа, киноповесть о Ермаке, исторический
роман «Екатерина».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх