Мандельштам Юрий Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Мандельштам
Другие персоны с именем Юрий Кто родился в этот день 08.10 Кто родился в этот год 1908 |
[25.9(8.10).1908, Москва — 18.10.1943, немецкий концлагерь в Яворжно, Польша]
— поэт, критик.
Родился в состоятельной еврейской семье, в 1920 вместе с родителями эмигрировал из России. Окончил в
Париже русскую гимназию (1925) и филологический факультет Сорбонны (1929).
В 1935, женившись на дочери И.Ф.Стравинского Людмиле (1908-38), принял православие. Поэтический
дебют Мандельштам состоялся в 1-м «Сб. стихов» парижского Союза молодых поэтов и писателей (1929).
Мандельштам входил в литературную группу «Перекресток», посещал «воскресенья» Мережковских,
заседания «Зеленой лампы».
В 1930-е сотрудничал в «Совр. записках», «Числах», «Встречах», «Русских записках», в альманахе «Круг»,
в газете «Возрождение», в «La revue de France» (где публиковал статьи о русских писателях) и ряде
других изданий.
Первой книгой стихов «Остров» (Париж, 1930) Мандельштам заявил о себе как о поэте акмеистической
традиции, ориентирующемся также на французскую парнасскую школу (ср. его строки из стихотворений
«По рубрикам, под нумерами...»: «В мучительном Леконт-де-Лиле / Душа, запутавшись, живет. <...>
Парнасской строгостью болеет / Уже приявшая печаль»). В книге были отмечены «подлинная лиричность,
настоящее поэтическое дыхание» (Струве Г.П. // Россия и славянство. 1930. 2 авг.), а также и недостаток
стихов Мандельштама, заключающийся в «слишком еще "обыкновенных" ощущениях»: «Они могут уже
нравиться, но не могут еще заинтересовать, тем более — взволновать. Они, как хорошо исполненные
этюды» (Л.К<ельберин> // Числа. Париж. 1930. Кн. 2-3. С.254). О зависимости от литературных образцов
и недостаточной определенности собственного лица (при безусловном овладении внешними навыками
мастерства) свидетельствовала и вторая книга стихов Мандельштама «Верность» (Париж, 1932).
Констатируя, что поэтика Мандельштама «светится отраженным светом, живет не своими, но лишь
усвоенными приемами», В.Ф.Ходасевич заключал, что автор «Верности» в этом отношении является
характерным представителем «молодого эмигрантского стихотворства»: «...по стилю своих писаний он
сливается со многими сверстниками. Как они, за глубокой новизной он не гонится. Его поэтика
недеятельна, как ихняя. Живя опытом предшественников (преимущественно недавних), она застрахована
от больших неудач, но и счастливых открытий в ней тоже нет». Тем не менее Ходасевич находил, что
Мандельштам «формально богаче, разностороннее многих сверстников» и отмечен «истинно поэтическим
душевным складом», что в его стихе «чувствуется воля к непринужденности, к широте письма»
(Возрождение. 1932. №2459. 25 февр. С.4).
Третья книга стихов Мандельштам «Третий час» (Берлин, 1935) и в особенности четвертая, готовившаяся
им самим, но изданная посмертно,— «Годы. Стихи 1937-1941» (Париж, 1950) — отмечены большей
поэтической зрелостью. Сохраняя прежнюю акмеистическую и неоклассическую ориентацию,
Мандельштам в своих стихах все более тяготеет к трагической исповеди. Его лирика вбирает звучания
«парижской ноты» — тематико-стилевой тенденции в эмигрантской поэзии 1930-х, отмеченной
стремлением к искренности и простоте, к отказу от внешних «лит.» эффектов, к передаче острого
драматизма индивидуальной человеческой судьбы. Переживания тягот эмигрантской жизни, чувство
одиночества и обреченности сочетаются с предощущением надвигающейся общей беды: «Любви и
вдохновенья больше нет. / Остались только: пристальность и честность. / И вот — смотрю со страхом в
неизвестность / И вижу тьму (а раньше думал — свет)» («Третий час». С.16). Ю.П.Иваск дал итоговую
оценку поэзии Мандельштама в рецензии на «Годы»: «Это умный, умелый поэт. Своей настоящей темы ему
не удалось найти. Но некоторые его стихи останутся в русской поэзии <...>. Кроме настоящей культуры в
нем было много чистоты, душевного здоровья и мужества» (Новый журнал. 1951. №25. С.302).
В 1930-е Мандельштам интенсивно выступал как литературный критик, написал множество статей и
рецензий о новинках эмигрантской литературы и о новейших западных писателях, после смерти
Ходасевича (1939) вел критический отдел в газете «Возрождение» (ранее публиковал там же обзоры
текущей иностранной литературы). Избранные критические эссе Мандельштам объединены в его книге
«Искатели» (Шанхай, 1938). В центре внимания писателя — «люди, излучающие тревогу и беспокойство,
внушающие подозрение и страх», идущие на «непонятные и смущающие поиски» (С.7); в кругу этих
«искателей» оказываются титанические фигуры (Наполеон, Гете, Бетховен, Бальзак) и
«гении-неудачники» (Виктор Жакмон), представители отдаленных эпох (Данте, Паскаль) и старшие
современники автора (Рильке, Эрнест Психари, Мишель Вьешанж), объединенные, по мысли
Мандельштама, подлинным религиозным исканием и метафизической тревогой, стремлением к «неясной, но
несомненно ощущаемой цели» (С.11).
10 марта 1942 Мандельштам, остававшийся в Париже, был арестован немцами и заключен в лагерь Дранси;
после 16 месяцев пребывания в различных лагерях в конце июля 1943 был отправлен в Германию; погиб в
концентрационном лагере.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх