Мантатов Вячеслав Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Мантатов
Другие персоны с именем Вячеслав Кто родился в этот день 29.07 Кто родился в этот год 1941 |
- специалист в области философии, эпистемологии и социальной экологии; доктор философских наук, профессор
Род. в Усть-Ордынском Бурятском национальном округе.
Окончил философский факультет МГУ (1965), аспирантуру при кафедре диалектического материализма МГУ (1969).
С 1969 работает в Восточно-Сибирском государственном технологическом университете МО РФ преподаватель, заведующий кафедрой философии, логики и социальной экологии.
В 1979-1986 работал заместителем директора по научной работе Бурятского института общественных наук СО АН СССР (по совместительству).
С 1988 - директор Института устойчивого развития при ВСГТУ и советник Президента Республики Бурятия по социальным и экологическим проблемам.
С 1991 - президент Народной академии буддийской культуры.
Докторская диссертация - "Диалектика отражения и гносеологическая функция знаков" (М., 1977).
Мантатов - заслуженный деятель науки РФ, действительный член РАЕН, Академии гуманитарных наук, Российской экологической Академии, Русской академии наук и искусств, а также Международной Академии информатизации.
В трудах Мантатова исследуются гносеологические проблемы семиотики и информатики, методологические проблемы синтеза наук, философские основания русского космизма и буддийской этики.
В настоящее время им развивается новая концепция диалектического реализма на основе синтеза философских учений Востока и Запада, творческого переосмысления русской философской традиции. Совместно с А.М.Коршуновым разработал диалектическую концепцию познания (как творчески активного отношения субъекта к объекту отображения). Ими сформулирована теория "условного отражения" на основе которой дано обоснование эвристической роли знаков, творческой функции символизации, герменевтического метода в научном познании.
В монографии Мантатов "Образ, знак и условность" исследуется диалектика образа и знака, дается научная трактовка способности кодирования отображения, которая по сути и смыслу близка витгешнтейновской концепции логического образа. Логический (познавательный) образ рассматривается М. как высшая форма информационного моделирования объективной реальности, основанная на универсальном кодировании ее разнообразия посредством условно-знаковых систем. В монографии показано, что формирование адекватного образа предполагает эвристическое использование условности, выражающееся, в частности, в операциональной активности знаков. Освобождая мышление от ограничений практики, считает Мантатов, знаковые структуры становятся той "материальной силой", которая развивает конструктивные, прогнозирующие свойства разума вследствие расширения его операциональных возможностей.
В работах Мантатов разработаны методологические принципы нового социального мышления и социального познания, раскрыта специфика гуманитарной мысли как ценностно-смыслового освоения бытия в процессе диалога (личностей, сознаний, культур, цивилизаций). Опираясь на идею гуманизации науки Мантатов в конце 80-х гг. выдвинул идею создания общей системной модели, описывающей взаимодействия между человеком, обществом и природой, а также формирования единой человеко-эколого-ннформационной системы хозяйствования.
К основным результатам научной деятельности Мантатов за 90-е гг. относятся: а) анализ ценностно-культурологических предпосылок региональной эколого-экономической политики; б) исследования философских оснований экологической этики; в) обоснование буддизма как экологического мировоззрения; г) раскрытие эколого-этических основ индо-тибетской медицины; д) анализ буддийских перспектив устойчивого экоразвития; е) разработка теории устойчивого развития; ж) обоснование устойчивого развития как закона Вселенной; з) анализ концептуально-аксиологического контекста устойчивой экономики и этически ориентированного рынка; и) выдвижение программных установок стратегии устойчивого развития Республики Бурятия.
В двухтомном труде "Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие" Мантатов доказывает, что необходимо придать новый смысл концепции устойчивого развития и рассматривать переход человечества к устойчивому развитию как глобальную социальную революцию, как новую ось мировой истории, как системную трансформацию всемирного общества на началах справедливости.
Устойчивое развитие общества, доказывает Мантатов, невозможно без нравственного совершенствования человека. Закон устойчивого развития, считает Мантатов и есть закон цивилизуемости человека. В ответ на вызов XXI в. Мантатов предлагает соединить концепцию устойчивого развития с идеей "диалога цивилизаций".
Дети:
Мантатова Лариса Вячеславовна [27.11.1971] - специалист в области философии и экологической этики; кандидат философских наук
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх