Маньковская Надежда Борисовна
|
Другие персоны с фамилией Маньковская
Другие персоны с именем Надежда Кто родился в этот день 02.07 Кто родился в этот год 1948 |
- специалист по эстетике; доктор философских наук, профессор
Род. в Москве.
Окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков (1970), аспирантуру философского факультета МГУ (1974).
С 1970 по 1979 - преподаватель МГИМО.
С 1979 - младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, с 1990 ведущий научный сотрудник ИФ РАН.
С 1987 - преподаватель, с 1990 - профессор ВГИК.
Докторская диссертация - "Проблема "Художник и общество" в современной французской эстетике" (1987).
Переводчик книг: Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998; Леви-Строс К. Мифологики. Т.2. От меда к пеплу. М.-СПб., 2000; Левинас Э. От существования к существующему. Его же. Познавая существование с Гуссерлем и Хайдеггером // Левинас Э. Избр. в 2 т. Т.1, 2. М.- СПб., 2000.
Член-корреспондент Академии гуманитарных исследований. Вице-президент Всероссийской эстетической ассоциации.
Маньковская выдвинула и обосновала концепцию модернизма, постмодернизма и постпостмодернизма как неклассической эстетики XX в., принципиально отличающейся от антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевропейской эстетики. Систематизированы признаки нонклассики в теории и художественной практике модернизма: обретение рядом понятий обыденного сознания статуса философско-эстетических категорий; тенденции эстетизации философии; трансформация норм и критериев класс, эстетики, чьим результатом явился приоритет диссонанса, дисгармонии в музыке; нефигуративности, асимметрии в живописи; абсурда, безобразного в литературе, театре, кинематографе. Постмодернистская тенденция определена как неканоническая в силу ее принципиальной асистематичности, сознательного эклектизма, установки на расшатывание понятийного аппарата класс эстетики; ее канон - отсутствие канона.
Проведен системный анализ постмодернистской эстетики как феномена культуры. Исследованы теоретические основы эстетики постмодернизма - постструктурализм, постфрейдизм, теория деконструкции. Рассмотрены его ключевые методологические проблемы. Проанализированы узловые вопросы соотношения постмодернизма, авангарда, массовой культуры. Раскрыта специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой.
В качестве наиболее существенного философского отличия постмодернизма прослежен его переход с позиций классического, антропоцентрического гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, а также отказ от европоцентризма и этноцентризма. Предложено авторское видение постмодернизма в России, отличающее его от американских и западноевропейских моделей. Проанализированы основные направления постмодернизма в различных видах отечественного искусства, исследован художественный язык постмодерна. Выдвинута гипотеза о перспективах постпостмодернистской эволюции, первыми признаками которой являются виртуалистика и транссентиментализм. Выявлено принципиальное отличие пост-постмодернизма от модернизма и постмодернизма, заключающееся в утверждении ряда новых художественно-эстетических канонов, стремлении создать принципиально новую художественную среду.
Разработана эстетическая концепция виртуальной реальности в искусстве, чей стержень - виртуальные артефакты как компьютерные двойники действительности, иллюзорно-чувственная квазиреальность. На основе анализа специфики виртуального искусства исследованы тенденции виртуализации психологического эстетического восприятия.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх