Малышкин Александр Георгиевич
|
Другие персоны с фамилией Малышкин
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 21.03 Кто родился в этот год 1892 |
[9(21).3.1892, Мокшаны Пензенской губ. — 28.8.1938, Москва]
— прозаик, публицист.
Из крестьян. Отец Малышкина первый в роду переехал в Мокшаны, уездный городок Пензенской губ., где
служил приказчиком в лавке В.П.Быстренина, писателя-народника. Несмотря на тяжелое материальное
положение, Малышкин получил образование. Еще в начальной школе в Мокшанах Малышкин был первым
учеником, что, вероятно, и пробудило у многодетного родителя мечту хоть одного сына «вывести в
люди».
В авг. 1902 Малышкин был определен в Пензенскую гимназию, которую окончил в 1910 с серебряной
медалью. В этом же году он поступил в Петербургский университет на словесное отделение
историко-филологического факультета.
Малышкин отличался широтой научных и литературных интересов. На страницах полулегального
университетского журнала «Студенческие годы» появляются его первые публикации — стихи,
выдержанные в духе настроений демократической молодежи. Однако поэзия не стала излюбленным
жанром Малышкина один за другим в журнальной периодике публикуются его рассказы: «Уездная
любовь», «Сутуловские святки», «Полевой праздник» и др. Русская провинция предстала в его рассказах
не просто как «страна детства», но и как особый пласт русской жизни, к которому было приковано
внимание современные литературы (М.Горький, А.Серафимович, А.Ремизов, Е.Замятин и др.). Героем
ранних рассказов Малышкина был традиционный в демократической литературе «маленький человек» —
жертва затхлого быта уездной глуши. В них звучал мотив несбывшихся надежд, неосуществленных
мечтаний о счастье. Своим ранним рассказам Малышкин впоследствии не придавал серьезного значения:
при жизни писателя они ни разу не переиздавались. В эту пору Малышкин разделил судьбу многих из тех,
кого непосредственно затронули события революции и Гражданской войны: «По окончании университета
настала кочевая жизнь — революция, война, Черноморский флот, где я служил младшим офицером на
тральщике, Гражданская война, во время которой пришлось увидеть много новых мест и новых людей.
Все это было, конечно, сильнее литературы» (Роман о человеке нашей эпохи: Беседа с А.Малышкиным (О
творческих планах) // Литературный Ленинград. 1934. 8 сент.).
Октябрьская революция застала Малышкина в Севастополе, откуда он в 1918 «последним матросским
эшелоном мимо оккупационных войск» возвращается в Пензу. Здесь он активно выступает на страницах
местных газет. Жизнь родного края, охваченного крутыми переменами, получает отражение в его
очерках, публицистике, критических статьях.
В июле 1919 Малышкин вступил в ряды Красной Армии и был отправлен на Восточный фронт, где служил в
штабе М.В.Фрунзе.
В 1920 входил в состав оперативной ячейки 6-й армии, проделавшей известный маневр у Перекопа.
В 1921 в Таврии была написана повесть «Падение Дайра», публикация которой состоялась в 1923 в альм.
«Круг». Малышкин в это время жил в Москве, работал в Военной академии, сотрудничал в газете «Красная
звезда». Повесть «Падение Дайра» принесла автору известность, хотя уже первые критические отклики
были разноречивы. В повести усматривали поэтизацию стихийности, идею исторического фатализма.
Время внесло коррективы в ее осмысление и оценку: ныне почти единодушным стало мнение о «Падении
Дайра» как о классическом произведении ранней советской прозы. В основе повести — конкретные
исторические события: штурм Перекопа, взятие красными Крыма, но предстают они романтически
преображенными. Важнейшим принципом художественной структуры «Падения Дайра» является
контрастность, пронизывающая все элементы текста — от композиции до отдельного мотива и образа.
Здесь возникает обобщенный образ эпохи с ее драматизмом, проявляющимся в борьбе двух миров
(«Красный и Черный всадники сшиблись»), с множеством противопоставлений: «множества» — Командарм;
суровая жестокость фронта — «прекрасные века», о которых грезят красноармейцы; железная
неприступность Дайра — его обреченность; ореол красоты — мотив смертного тлена «последних»...
Вместе с тем в повести налицо и очерковая конкретность в изображении событий, составивших
своеобразный каркас худож. сюжета.
Вслед за «Падением Дайра» Малышкин создает повести, рассказы и очерки, сюжетная канва которых
соотнесена с жизненными маршрутами писателя в эти годы (рассказ «Это будет последний», повесть
«Поход Фрунзе», пьеса «Легенда» и др.). Эти произведения остались незавершенными. В журнале
«Красная новь» (1923. №2,3) выходит его повесть «Вокзалы», воспринятая критикой как показатель
известного смятения и тревоги, пережитых писателем в начале нэпа: «откатная волна», неслитность двух
этапов революции. Ключевой художественный мотив повести «Вокзалы» связан с образом поезда,
разбивающегося в вокзальном тупике Рассейска. Название города — Рассейск — символично: это
народная, коренная Русь с ее невзгодами и неизбывным ощущением простора и мощи.
Преобладающим жанром в творчестве Малышкина 1920-х становится рассказ. Неизменным остается
интерес писателя к явлениям действительности, в которых как бы смыкаются прошлое и настоящее, в
некоей слитности и противоборстве выступают мотивы, связанные с «отшумевшей грозой» и
«усмиренными годами» («Ночь под Кривым Рогом», «Комнаты», «Денек», «Вожаки», «Поезд на юг» и др.).
Малышкин не ищет специальных поводов для самоутверждения в литературной жизни тех лет. Его не
увлекают сенсации групповых полемик, авангардистские претензии на особую роль в литературе.
Писатель отстаивает искусство жизненной правды, отмеченное высокой мерой профессионализма.
Увлеченно шла работа над романом «Севастополь» — с 1925 по 1930. 1-я часть под названием
«Февральский снег» была опубликована как самостоятельное произведение в журнале «Красная новь»
(1927. №3), остальные части печатались в журнале «Новый мир» (1929. №1-3; 1930. №11, 12). По
признанию Малышкина, «Севастополь» — произведение глубоко лирическое: «Эта вещь как будто
вылилась из сердца...» (Литературный Ленинград. 1934. 8 сент.). Основой романа послужили дневниковые
записи. Однако в самом замысле этого произведения ощутимы и эпические мотивы: судьба интеллигенции
в годы революции. В романе воссозданы февральские события в Петрограде, брожение на Черноморском
флоте, борьба большевиков с эсерами и меньшевиками за влияние на массы. Лейтмотивом «Севастополя»
является преодоление заблуждений и духовное возрождение главного героя Сергея Шелехова под
воздействием суровых уроков революционной действительности.
Первые страницы романа «Люди из захолустья» были написаны в янв. 1932. Но к работе над романом
Малышкин приступил значительно раньше. Ей предшествовали поездки на новостройки (Днепрострой,
Челябинск, Магнитострой) и по местам своей юности, где художник зорко всматривался в перемены,
происходившие в жизни народа и страны. Действие романа «Люди из захолустья» одновременно
разворачивается на строительстве красноярского индустриального гиганта, в захолустном с.Мшанске и в
Москве. Первоначальное название романа — «Люди 30-х годов»: «Всякий ехал народ: и старый, и
молодой, и семейный, и бездомный,— что-то сотрясло его, сдвинуло из исконных, отцами обогретых
мест,— куда?» Мотив движения, «перелома», «сдвига» является определяющим. С мечтой о верном куске
хлеба, о прочности из родного захолустного Мшанска на далекую стройку отправляется мастеровой
человек, столяр-краснодеревец Иван Журкин. Он в смятении смотрит в будущее, не знает, «...как еще на
чужой стороне бедовать придется». Малышкин верит в социальную плодотворность социалистических
преобразований. Социалистическая идея осознавалась Малышкин в ее гуманистической сущности. Однако
писатель не разделял тезиса о прекрасном будущем, обретаемом ценой аскетического обеднения жизни.
Художник правдив и мужествен в изображении трудностей и лишений, страданий и горя на пути
социалистического переустройства. Роман «Люди из захолустья» — это 1-я книга задуманной эпопеи «о
делах и людях 30-х годов». В архиве писателя хранятся материалы, относящиеся ко 2-й книге романа:
планы, наброски отдельных эпизодов, завершенные главы.
Одновременно с романом писатель работал над киноповестью «Гражданин», сценарием «Люди из
захолустья», пьесой «Сельский универмаг», в которых своеобразно преломились, получили углубление и
конкретизацию различные мотивы и образы задуманной эпопеи «Люди 30-х годов». Безвременная кончина
Малышкина прервала эту работу.
В судьбе и личности Малышкина гармонично соединились талант художника и подлинная
интеллигентность. Он жил широко и напряженно. Новая жизнь, завоеванная в борьбе и труде неустанном,
открывалась художнику в ее реальном движении и драматических осложнениях и утратах. Автор
«Падения Дайра», «Севастополя», «Людей из захолустья» стоит в ряду талантливых зачинателей русской
литературы советской эпохи.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх