Маляков Лев Иванович
|
Другие персоны с фамилией Маляков
Другие персоны с именем Лев Кто родился в этот день 11.01 Кто родился в этот год 1927 |
[11.1.1927, д.Калашниково Гдовского р-на Псковской обл.— 16.1.2002, Псков]
— поэт, прозаик.
Дед — потомственный крестьянин, отец, в революцию ушел «комиссарить», затем работал в
волисполкоме. С первых дней фашистского нашествия отец Малякова возглавил подпольную
организацию, в нояб. 1941 был арестован и расстрелян. Мать принадлежала к старинному польскому
дворянскому роду Ржевских. После гибели мужа она взяла руководство антифашистским подпольем на
себя.
Маляков ходил по заданию родителей в разведку во вражеские гарнизоны: «Как с того света из разведки
меня всегда встречала мать» («Житие матери»), добирался за 100 километров в Псков, побывал в руках
карателей, был избит до полусмерти, но выжил. В 1943 ушел в партизаны, воевал во 2-й партизанской
бригаде, где встретился и на всю жизнь подружился с разведчиком спецгруппы, тоже будущим поэтом,
Игорем Григорьевым.
Едва достигнув 17 лет, Маляков ушел добровольцем на флот, воевал на торпедных катерах, брал
Кенигсберг, участвовал в освобождении Прибалтики, был ранен, награжден орденом Отечественной
войны и медалями, главными из которых всегда считал «За отвагу» и «Нахимов». После демобилизации
учился на отделении журналистики ЛГУ (1950—55), а возвратившись в родные места, работал
литсотрудником «Псковской правды», редактором комсомольской газеты «Молодой ленинец»,
заведующим сектором печати Псковского обкома КПСС, заведующим Псковским отделением Лениздата.
В 1973 составил краеведческий сборник «Достопримечательности Псковской области» (2 изд.— 1977).
Уйдя на пенсию в 1990, создал и возглавил лицей А.С.Пушкина, разработав концепцию «Возрождение
русской духовности», награжденную дипломом Министерства среднего образования и премией Сороса.
Был удостоен звания «Заслуженный работник культуры».
62-летний трудовой путь Маляков закончил только в 2000, т.е. литературным творчеством он
практически занимался только в свободное от работы время, хотя после первых сборников стихотворений
«Проселки ведут на большак» (1962), «Страда» (1964) и «Заколдованное счастье» (1966) в 1968 был
принят в члены СП СССР. В этом же году вышла книга стихов и поэм «Свидание», а в 1969 — поэтический
сборник «Заряна-печальница».
Представляя одну из книг Малякова и подчеркивая «деревенские корни» его поэзии, И.Григорьев писал:
«Вынянченный зыбучими топями и певучими лесными глухоманями, взращенный среди скудных и не всегда
ласковых полей, поэт с детства впитал в себя любовь к земле, научился понимать ее суровую
молчаливость, поверил в необходимость служить ей не за страх, а за совесть» (Заколдованное счастье.
С.3).
Творчество Малякова охватывает разные стороны исторической судьбы России. В первую очередь это
опалившая детство и юность война: «...Бегут года — / А я все на войне. / Я от того остался поколенья, /
Которое горело на огне»... и потому «Я по ночам во сне кричу, / На лбу холодный пот /<...>/ Война во мне
живет». Живет она в ряде трагических картин: стих. «Первый день войны» — о малышах, погибших и
изувеченных первой бомбой, упавшей на псковскую деревушку; «Верность» — о мн. членах семьи, не
вернувшихся в родной дом; «Твое поле», «Памяти друзей», «Совесть» — о друзьях, оставшихся навсегда
на боевом рубеже под березами и ракитами; «День свадьбы», «Все меньше остается вдов», «Картина» — о
солдатских вдовах, до сих пор ждущих мужей с войны; «Русский солдат» — об осиротевшем отце, у
которого хватило души пожалеть детей врага... Очень важны для поэта размышления о прошлом России —
кто мы? Прошлое воспринималось им через историю своего рода («Крестьянский род», «Иваны России») и
через историю всеобщую («Ковали», «Небо — куполом...», «Троицкий собор в Пскове», «То не лебедь...»),
и тогда в речи поэта начинала звучать мелодия древних летописей...
Тема родной земли в самых различных ее ипостасях сближает творчество Малякова и с «деревенской
прозой» В.Астафьева, Ф.Абрамова, В.Распутина, В.Шукшина, и с «деревенской поэзией». Поэта не
отпускает ощущение вины перед землей, на которой родился и вырос и за которую в ответе: «Ведь знаю:
/ Ждут меня поля, / Поют мои родные дали, / Зовет отцовская земля!» Или: «Не потому ль, что лишь
советы / Мы щедро сыпали тогда, / Нам и теперь покоя нету, / Когда селом идет страда». Об этом в стих.
«Зовет отцовская земля», «Раздумья», «Стареет дом, ветшает сад», «Зависть», «Пашня», «Родительская
изба», «Перед отпуском», «Родное поле», «Тревоги малых деревень», «Дедова печь» и др. В поэме
«Заколдованное счастье», глядя «в глаза земле», поэт не боится держать ответ за ее беды, за свои и
чужие грехи: «На перекрестке двух дорог / Земля, перед тобою каюсь, / От бед твоих не отрекаюсь, /
Пусти же сына на порог!».
Пронзительно звучит в стихах Малякова тема родной природы: с одной стороны — ее удивительной,
неповторимой красоты, каждый раз как бы увиденной впервые, открываемой заново, а с другой стороны
— бесконечной, неутихающей тревоги и боли за ее бездушное уничтожение («Остались летописные
листы», «Липа», «О природе» и др.). «Лев Маляков пристально, заинтересованно исследует новые
социальные и психологические процессы, протекающие в современной деревне, но при этом стремится
взять под охрану художественного слова все, что не должно кануть в вечность — будь то духовность
крестьянской трудовой жизни, лучшие стороны традиционного сельского быта, память о ратных подвигах
и даже полевые цветы» (Лихачёв Д.— С.4). Со временем в стихах поэта стали появляться философские
размышления о Вселенной, о сути человеческого бытия и парадоксах времени, о природе, которая
способна на возмездие. Маляковский «космос» где-то начинал прикасаться к тютчевскому, («Проснусь
однажды я лучом», «Не верю дню рожденья своему», «За Великой скирды хлеба», «Какие высокие
травы», «О природе» и др.).
Разбазаривание природных богатств, уничтожение лучших традиций, растление душ, о которых с болью
говорил поэт, повлекли ряд «организованных» «отзывов», как, например, злопыхательская рецензия
Н.Каткова (В мире книг. 1970. №6).
Вскоре после выхода в свет сборника «Иваны России» (1973) специальным Постановлением Комитета по
делам печати РСФСР книга была изъята из продажи как «вредная», а стихи Малякова не принимали к
изданию 8 лет.
В эти годы Маляков обратился к прозе: в 1978 появился роман «Доверие» — о жизни деревни
послевоенного времени, в 1983 — роман «Люди добрые» — о хрущевских реформах на селе и их
последствиях, в 1990 — роман-дилогия «Россияне» и «Затяжная весна» — о горбачевской «перестройке».
В 1980 после длительного перерыва вновь был опубликован поэтический сборник Маляков «Милосердие
весны», а в 1986 — «Сберегите цветы полевые», в который вошли лучшие стихи, написанные в разные
годы, а также поэма «Заколдованное счастье» (1966). Юбилей Пскова был отмечен сб. «Псковская
вольница. Стихотворения и поэмы» (Псков, 2001). Поэт вновь порадовал своих читателей тематическим,
жанровым, стилевым разнообразием своих стихотворений, их задушевностью, добрым юмором.
Своей главной книгой Маляков считал роман о войне «Страдальцы» (1977). Автор развертывает широкую
картину исторических событий и человеческих судеб, увиденную глазами мальчика-подростка. Роман
Малякова близок роману В.Астафьева «Прокляты и убиты» беспредельной болью обнаженно-жесткого
реалистического повествования. Последняя работа Малякова — 7 поэм в книге «В последнем круге ада»,
по его собственным словам, «подводит черту под драматичным для русского человека XX веком»: «О
время, время, придержи свой бег, / Я никуда теперь не опоздаю... / Глядит сосна из-под тяжелых век, /
Высокой кроной небо подпирая / К ее стволу литому прислонюсь, дышу прохладой, / Свежестью, /
Покоем.../ Так нестерпимо ярко светит Русь / Под семицветной чистою дугою!» Этот свет определил все
творчество Малякова.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх