AZ-libr.ру

информационный портал





Маканин Владимир Семёнович
[13.03.1937]

  Другие персоны с фамилией Маканин
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 13.03
Кто родился в этот год 1937

       [13.3.1937, г.Орск]
       — прозаик.
       По образованию математик (окончил механико-математический факультет МГУ), окончил также Высшие сценарные курсы. Обе приобретенные специальности наложили отпечаток на творчество Маканин, которое сочетает в себе бесстрастность математика и тягу к сценическим эффектам. Первый роман — «Прямая линия» (1965) — был благожелательно принят критикой, отметившей связь произведения с молодежно-исповедальной прозой.
       В прозе 1960-х — начала 1970-х Маканин особенно широко использует кинематографические (сценические) приемы («На первом дыхании», «Старые книги», «Погоня»).
       С середины 1970-х начинается зрелый этап творчества писателя. В рассказе «Ключарев и Алимушкин» (1974), повести «Голубое и красное» (1975), романе «Портрет и вокруг» (1978) Маканин выступает как зоркий исследователь современной жизни. Основным героем становится «серединный», «массовый» человек переходной эпохи, когда традиционная крестьянская культура уходит в прошлое, а новые духовные ценности еще не освоены. «Почвой» для персонажей Маканина стал не городской и не деревенский, а промежуточный, барачно-поселковый уклад жизни. Ключарев, Алимушкин, Куренков, Михайлов, Родионцев, Вашилов — дети барачного поселка, выросшие в атмосфере вынужденного обезличивания, обусловленного житейской теснотой. Социальная скученность заставляет человека отказаться от индивидуальности. Но барачно-поселковый быт (специфическая реальность советской действительности) интересует Маканин прежде всего как явление, позволяющее исследовать процессы, характерные для современной цивилизации в целом, когда индивид все больше времени проводит в толпе, в многолюдье, «в тесноте». Нивелируясь в процессе адаптации к «роевой» жизни, человек, как сказано в повести «Голубое и красное», «вносит плату за проживание», т.е. подавляет неповторимо-личное. «Колумбом барака» назвала Маканина критика (Л.Аннинский).
       От «барака» глубокая ущербность мака-нинских персонажей, их неуверенность в себе. Даже очень преуспев в жизни, они ощущают зыбкость своего благополучия, ибо утрата сокровенных начал лишает человека опоры. Маканинские герои опасаются не столько внешних обстоятельств, сколько самих себя. С ними часто происходят внезапные метаморфозы, обусловленные прежде всего отсутствием внутреннего личностного стержня. Ничем не мотивированной оказывается резкая деградация блестящего Алимушкина в рассказе «Ключарев и Алимушкин», беспричинно становится хапугой добродетельный Старохатов из романа «Портрет и вокруг», столь же внезапно и необъяснимо тихоня Толя Куренков («Антилидер») периодически превращается в задиру и бунтаря. Метаморфозы, совершающиеся с героями, становятся переходом их от одной социальной роли к другой. Психологическая пластика, как правило, отсутствует; образ редуцируется до знака, который нередко переходит прямо в заголовок: «Человек свиты», «Антилидер», «Гражданин убегающий» и др. Маканин не обвиняет и не защищает своих героев; он анализирует действительность без гнева и пристрастия, с «математической безучастностью» и холодноватой иронией. Именно за это в 1970-80-е Маканина осуждала критика.
       Широкую известность Маканину принесла опубликованная в 1982 повесть «Предтеча». Главный герой, знахарь-экстрасенс Якушкин, убежден, что всякая болезнь является результатом нравственной деградации человека. Он пытается исцелять не только телесные, но и моральные недуги. Но пациенты Якушкина «выздоравливают» ценой отказа от индивидуальности, они теряют собственное «я». «Знахарь сламывает пациента»,— пишет Маканин.
       В повестях и рассказах 1980-90-х («Где сходилось небо с холмами», 1984; «Отставший», 1987; «Один и одна», 1988; «Лаз», 1991), как правило, речь идет о сложных, трагически-неразрешимых проблемах, с которыми сопряжена подлинная свобода человека. Во многих произведениях писатель варьирует ситуацию выпадения личности из коллектива, при этом свобода нередко воспринимается индивидом крайне болезненно, он стремится вновь слиться с «роем», «свитой». Как сказано в рассказе «Скучающие шоферы» (1992), «и без усилий системы люди могут хотеть усредняться, растворяться, спрятаться в массе — тем и быть счастливы». Эти проблемы подняты и в повести «Стол, покрытый скатертью и с графином посередине» (1993), которая была удостоена премии Букера.
       Начиная с «Голосов» (1982), Маканин все чаще обращается к жанру повести-эссе, когда размышления повествователя как бы иллюстрируются разворачивающимися параллельно эпизодами и сценами, иногда разрозненными, но чаще образующими единую фабульную линию (или несколько линий). В произведениях 1980-90-х заметно уменьшение удельного веса иронии, она уступает место лиризму.
       В 1998 появляется наиболее значительное по объему произведение Маканина — роман «Андеграунд, или Герой нашего времени». Основное место действия — общежитие, переоборудованное в обычный жилой дом, но в полной мере сохранившее свою барачную суть — символизирует универсалии как советского, так и постсоветского уклада. Здесь происходит жестокая борьба за жилплощадь, а в сущности же — за выживание. «Героем нашего времени» назван центральный персонаж романа литератор-интеллектуал Петрович — точнее говоря, это бывший литератор, поскольку все свои прежние тексты он уничтожил, а новых не пишет. Человек андеграунда, Петрович и после крушения советского режима не вышел из подполья, оставшись бомжем; в отличие от большинства героев предыдущих произведений Маканина Петрович яростно противится «усреднению»; идеолог и апологет свободы, он последовательно отстаивает свою независимость, не останавливаясь при этом даже перед убийствами.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:46:16 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"