Маканин Владимир Семёнович
|
Другие персоны с фамилией Маканин
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 13.03 Кто родился в этот год 1937 |
[13.3.1937, г.Орск]
— прозаик.
По образованию математик (окончил механико-математический факультет МГУ), окончил также Высшие
сценарные курсы. Обе приобретенные специальности наложили отпечаток на творчество Маканин,
которое сочетает в себе бесстрастность математика и тягу к сценическим эффектам. Первый роман —
«Прямая линия» (1965) — был благожелательно принят критикой, отметившей связь произведения с
молодежно-исповедальной прозой.
В прозе 1960-х — начала 1970-х Маканин особенно широко использует кинематографические (сценические)
приемы («На первом дыхании», «Старые книги», «Погоня»).
С середины 1970-х начинается зрелый этап творчества писателя. В рассказе «Ключарев и Алимушкин»
(1974), повести «Голубое и красное» (1975), романе «Портрет и вокруг» (1978) Маканин выступает как
зоркий исследователь современной жизни. Основным героем становится «серединный», «массовый»
человек переходной эпохи, когда традиционная крестьянская культура уходит в прошлое, а новые
духовные ценности еще не освоены. «Почвой» для персонажей Маканина стал не городской и не
деревенский, а промежуточный, барачно-поселковый уклад жизни. Ключарев, Алимушкин, Куренков,
Михайлов, Родионцев, Вашилов — дети барачного поселка, выросшие в атмосфере вынужденного
обезличивания, обусловленного житейской теснотой. Социальная скученность заставляет человека
отказаться от индивидуальности. Но барачно-поселковый быт (специфическая реальность советской
действительности) интересует Маканин прежде всего как явление, позволяющее исследовать процессы,
характерные для современной цивилизации в целом, когда индивид все больше времени проводит в толпе,
в многолюдье, «в тесноте». Нивелируясь в процессе адаптации к «роевой» жизни, человек, как сказано в
повести «Голубое и красное», «вносит плату за проживание», т.е. подавляет неповторимо-личное.
«Колумбом барака» назвала Маканина критика (Л.Аннинский).
От «барака» глубокая ущербность мака-нинских персонажей, их неуверенность в себе. Даже очень
преуспев в жизни, они ощущают зыбкость своего благополучия, ибо утрата сокровенных начал лишает
человека опоры. Маканинские герои опасаются не столько внешних обстоятельств, сколько самих себя. С
ними часто происходят внезапные метаморфозы, обусловленные прежде всего отсутствием внутреннего
личностного стержня. Ничем не мотивированной оказывается резкая деградация блестящего Алимушкина
в рассказе «Ключарев и Алимушкин», беспричинно становится хапугой добродетельный Старохатов из
романа «Портрет и вокруг», столь же внезапно и необъяснимо тихоня Толя Куренков («Антилидер»)
периодически превращается в задиру и бунтаря. Метаморфозы, совершающиеся с героями, становятся
переходом их от одной социальной роли к другой. Психологическая пластика, как правило, отсутствует;
образ редуцируется до знака, который нередко переходит прямо в заголовок: «Человек свиты»,
«Антилидер», «Гражданин убегающий» и др. Маканин не обвиняет и не защищает своих героев; он
анализирует действительность без гнева и пристрастия, с «математической безучастностью» и
холодноватой иронией. Именно за это в 1970-80-е Маканина осуждала критика.
Широкую известность Маканину принесла опубликованная в 1982 повесть «Предтеча». Главный герой,
знахарь-экстрасенс Якушкин, убежден, что всякая болезнь является результатом нравственной
деградации человека. Он пытается исцелять не только телесные, но и моральные недуги. Но пациенты
Якушкина «выздоравливают» ценой отказа от индивидуальности, они теряют собственное «я». «Знахарь
сламывает пациента»,— пишет Маканин.
В повестях и рассказах 1980-90-х («Где сходилось небо с холмами», 1984; «Отставший», 1987; «Один и
одна», 1988; «Лаз», 1991), как правило, речь идет о сложных, трагически-неразрешимых проблемах, с
которыми сопряжена подлинная свобода человека. Во многих произведениях писатель варьирует
ситуацию выпадения личности из коллектива, при этом свобода нередко воспринимается индивидом
крайне болезненно, он стремится вновь слиться с «роем», «свитой». Как сказано в рассказе «Скучающие
шоферы» (1992), «и без усилий системы люди могут хотеть усредняться, растворяться, спрятаться в массе
— тем и быть счастливы». Эти проблемы подняты и в повести «Стол, покрытый скатертью и с графином
посередине» (1993), которая была удостоена премии Букера.
Начиная с «Голосов» (1982), Маканин все чаще обращается к жанру повести-эссе, когда размышления
повествователя как бы иллюстрируются разворачивающимися параллельно эпизодами и сценами, иногда
разрозненными, но чаще образующими единую фабульную линию (или несколько линий). В произведениях
1980-90-х заметно уменьшение удельного веса иронии, она уступает место лиризму.
В 1998 появляется наиболее значительное по объему произведение Маканина — роман «Андеграунд, или
Герой нашего времени». Основное место действия — общежитие, переоборудованное в обычный жилой
дом, но в полной мере сохранившее свою барачную суть — символизирует универсалии как советского,
так и постсоветского уклада. Здесь происходит жестокая борьба за жилплощадь, а в сущности же — за
выживание. «Героем нашего времени» назван центральный персонаж романа литератор-интеллектуал
Петрович — точнее говоря, это бывший литератор, поскольку все свои прежние тексты он уничтожил, а
новых не пишет. Человек андеграунда, Петрович и после крушения советского режима не вышел из
подполья, оставшись бомжем; в отличие от большинства героев предыдущих произведений Маканина
Петрович яростно противится «усреднению»; идеолог и апологет свободы, он последовательно
отстаивает свою независимость, не останавливаясь при этом даже перед убийствами.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх