Майоров Николай Петрович
|
Другие персоны с фамилией Майоров
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 20.05 Кто родился в этот год 1919 |
[20.5.1919, д. Дуровка Сызранского у. Симбирской губ. — 8.2.1942, д. Баранцево Смоленской обл.]
— поэт.
Родился в крестьянской семье. С 10 лет жил в г.Иванове.
В 1937 поступил но исторический факультет МГУ, а с 1939, одновременно с университетом, учится в
Литературном институте им. М.Горького, посещает поэтический семинар П.Г.Антокольского. В окт. 1941
Майоров уходит добровольцем в действующую армию. Был политруком пулеметной роты 1106-го
стрелкового полка 331-й дивизии, погиб на фронте.
Не все написанное Майоровым сохранилось, но и то, что уцелело и было опубликовано посмертно,
свидетельствует о том, что он обещал быть большим и самобытным поэтом. Он был человеком, рожденным
революцией. Таким людям, как он, революция открыла путь к знаниям и большой культуре, к реализации
своих творческих возможностей. В стихотворении «Мы» (1940), рисуя портрет своего деятельного,
творчески активного поколения, Майоров писал: «Мы были высоки, русоволосы. / Вы в книгах прочитаете,
как миф, / О людях, что ушли, не долюбив, / Не докурив последней папиросы. / Когда б не бой, не вечные
исканья / Крутых путей к последней высоте, / Мы б сохранились в бронзовых ваяньях, / В столбцах газет,
в набросках на холсте». В этом портрете поколения много от автопортрета Майорова. Главное для него и
его ровесников — это творчество, созидание, «вечные исканья / Крутых путей к последней высоте»,
однако высокое чувство общественного и воинского долга, ради выполнения которого они готовы
умереть, заставляет их идти в бой, «не долюбив, / Не докурив последней папиросы». Те молодые поэты,
которым суждено было погибнуть в 1941 и 1942, а кое-кому и раньше — на «незнаменитой» (по словам
Твардовского) финской войне,— не успели пережить ни сомнений, ни разочарований в своих идеалах, их
мироощущение осталось цельным и героическим, лишенным чувства жертвенности и трагизма.
По воспоминаниям друзей, основным произведением Майоров была большая поэма «Ваятель», от которой
сохранился только отрывок (печатается под заглавием «Творчество», 1940). В нем программа молодого
поэта: «Есть жажда творчества. / Уменье созидать. / На камень камень класть / Вести леса строений. / Не
спать ночей, по суткам голодать, / Вставать до звезд и падать на колени. / Остаться нищим и глухим
навек, / Идти с собой, с своей эпохой вровень / И воду пить из тех целебных рек, / К которым прикоснулся
сам Бетховен. / Брать в руки гипс, склоняться на подрамник, / Весь мир вместить в дыхание одно, / Одним
мазком весь этот лес и камни / Живыми положить на полотно, / Не дописав, / Оставить кисти сыну. / Так
передать цвета своей земли, / Чтоб век спустя все так же мяли глину / И лучшего придумать не смогли».
Творческая страсть у Майорова определяется силою любви к женщине. В стихотворении «Рождение
искусства» (1939), обращаясь к любимой, поэт сравнивает себя с первобытным художником, у которого
вдохновенная любовь к женщине обостряла жажду жизни, потребность в гармонии. Среди тех молодых
поэтов, которые ушли из жизни, «не долюбив», М. был наделен, очевидно, самым сильным чувством любви
к женщине, о чем свидетельствуют такие его стих., как «Весеннее», «Мой отъезд», «В тот день, когда я
был еще не твой...», «Что значит любить», «Здесь все не так...», «Я был ее. Она еще все помнит...»,
«Заснуть. Застыть. И в этой стыни...», «Все к лучшему. Когда прошла гроза...», «Мне нравится твой
светлый подбородок...», «В грозу», «Я знал тебя, должно быть, не затем...», «Мне только б жить и
видеть росчерк грубый...» и др. Интересно, что Маяковский, которого многие воспринимали тогда только
как поэта-трибуна, оказался близок Майоров как поэт «громады-любви»: он взял эпиграфом к
стихотворению «Обрыв» (1940) его слова: «Страсти крут обрыв, / Отойдите,— будьте добры».
Майоров отличался глубоким чувством природы, которое является важной особенностью его
мировосприятия. Среди пейзажных стих, поэта особенно выразительны «Август» (1939) и «После ливня»
(1939). О пристрастиях Майоров среди русских классиков говорят его стихотворения «В Михайловском»
(1937), «Пушкин» (1937) и «Гоголь» (1939). На его мировосприятие и стиль оказали влияние В.Маяковский,
В.Хлебников, Э.Багрицкий, П.Антокольский, ему нравилась поэзия А.Твардовского, но по силе любовной
страсти, чувству природы, рельефной пластике образов он ближе всего к П.Васильеву.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх