Любутин Константин Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Любутин
Другие персоны с именем Константин Кто родился в этот день 25.02 Кто родился в этот год 1935 |
- специалист по истории философии и теории познания; доктор философских наук, профессор
Род. в дер.Папулиха Мантуровского р-на Костромской обл.
Окончил философский факультет МГУ (1957), аспирантуру по кафедре философии Уральского государственного университета (1963).
Один из организаторов философского факультета Уральского университета.
В 1976-1989 - декан этого факультета.
С 1969 по настоящее время Любутин заведует организованной им кафедрой истории философии.
Кандидатская диссертация - "Антропологический принцип в немецкой философии XIX-XX веков".
Докторская диссертация - "Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии" (1973).
Заслуженный деятель науки РФ (1981). Действительный член РАЕН (1992). Вице-президент Российского философского общества (1993-1999).
В публикациях Любутина выдвинут и разработан ряд оригинальных идей. Это касается прежде всего решения проблемы субъекта и объекта. Он сформулировал гипотезу, согласно которой современная философия, в сущности, предстает в качестве общей теории субъекта и объекта. Она раскрывается как многоуровневая теория, включающая в себя иерархию разнообразных субъектов и объектов (человечество - часть природы, социальной общности: семья, социальная группа, класс, нация, индивид как субъект и объект).
Любутин показал, что механизм взаимодействия субъекта и объекта (субъекта и субъекта) на каждом уровне (общее, особенное, единичное), как минимум, включает практическое, познавательное и ценностное отношения. Теоретическое обоснование предложенной гипотезы позволило сделать вывод: субъект и объект - система, оба полюса которой формируются в процессе взаимодействия, источник которого находится на стороне субъекта. И субъект, и объект в строгом смысле историчны, их связь коррелятивна. Поэтому при известных ограничениях следует признать справедливой формулу: нет субъекта без объекта и объекта без субъекта.
Другой круг идей связан с выявлением специфики современной западноевропейской философской антропологии. Исследуя предпосылки философской антропологии как течения; окончательно сложившегося после Второй мировой войны, Любутин поставил под сомнение традиционную характеристику философии И.Канта второго периода как ориентированную гносеологически. Философия Канта перерастает в философскую антропологию с ее основным вопросом "Что такое человек?". Существенные уточнения были внесены в оценку философии Л.Фейербаха: разведены феномены "антропологический принцип" и антропологизм, выявлена специфика антропологической диалектики мыслителя (в полемике с Энгельсом).
Любутин показал, что развитие философии человековедения далее пошло двумя путями. С одной стороны, Маркс следует Фейербаху, создавая философию практики, которая и есть философия человеческой жизни, философская антропология (тогда как философские воззрения Энгельса были окрашены "космически").
Любутин доказывает, что в XX в. одним из немногих аутентичных философов-марксистов был Э.Фромм.
С другой стороны, философское человековедение, ориентированное идеалистически, вылилось в современную, прежде всего немецкоязычную, философскую антропологию, представленную двумя ветвями: биологизаторской и функционалистской.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх