AZ-libr.ру

информационный портал





Лукьянов Аркадий Викторович
[19.10.1959]

  Другие персоны с фамилией Лукьянов
Другие персоны с именем Аркадий
Кто родился в этот день 19.10
Кто родился в этот год 1959

       - специалист в области истории философии, теории познания, социальной философии и философии религии; доктор философских наук, профессор
       Род в Уфе.
       Окончил физический факультет Башкирского государственного университета (1982) и аспирантуру по кафедре философии того же университета (1987).
       С 1987 до 1995 - в Башкирском государственном университете (ассистент, старший преподаватель, доцент).
       С 1.09.1995 до 1.09.1996 - в Оренбургском государственном педагогическом институте (профессор, заведующий кафедрой культурологии).
       С 1.09.1996 по 1.02.2001 - профессор кафедры философии и методологии науки этого университета.
       Кандидатская диссертация - "Философское предвосхищение (на материале ретроспективного анализа пространственно-временных представлений в классической немецкой и древнегреческой философии)";
       Докторская диссертация - "Идея духовного в философии И.Г.Фихте в России".
       Редактор сборников статей: "Проблема духовности в современном обществознании" (1989); "Духовность: традиции и проблемы" (1991); "Философия Фихте в России" (1996) и др.
       Главный инициатор создания культурно-просветительного и философского общества им. И.Г.Фихте (1991), которое с апреля 1992 существует как "Уфимское общество им. И.Г.Фихте" (в конце 1993 вошло в состав интернационального Фихтевского общества).
       Главная тема научных исследований Лукьянов - философия Фихте.
       Лукьянов обосновывает положение о том, что она является высшей точкой развития трансцендентальной философии именно по той причине, что исследование проблемы природы здесь передвинуто в плоскость создания не натурфилософии, а трансцендентального природо-учения. Фихте, по мнению Лукьянов, анализирует природу как часть универсальной деятельности трансцендентального субъекта. Изучая гуманистические и технократические, тоталитарные тенденции в истории немецкого идеализма, а также в русской философии конца XIX - начала XX в. и опираясь на философские системы Фихте и позднего Шеллинга, Лукьянов предложил новое учение о космических силах или потенциях, пронизывающих природный и культурный миры.
       По мнению Лукьянов, творческий эрос есть такая космическая потенция, которая свободно парит между чистым бытием-долженствованием ("духом", или первой потенцией) и стремлением избегнуть абсолютной полноты бытия ("любовью", или второй потенцией). Потенцию любви Лукьянов впервые анализировал не только в качестве созидающей мир космической силы, но и в качестве силы, разрывающей мир и человека на части.
       Диалектика, полагает Лукьянов, как бы изначально присуща космическому универсуму. На его границах приходят в самое тесное соприкосновение дух и любовь, как две главнейшие вселенские силы, побуждающие космос и человека, с одной стороны, стремиться к гармонии и целостности, а с другой - не позволяющие этой гармонии осуществиться до конца. Последняя закономерность характерна для творческой личности. Данное учение о потенциях могло бы, по его мнению, способствовать созданию в будущем особой синтетической философии, которая бы объединила гуманистический потенциал философии любви в России с идеей "созидания" или "генезиса", разработанной в теоретических системах Фихте и Шеллинга. Отталкиваясь от данной идеи, Лукьянов осуществил реконструкцию категориального генезиса различных частей "наукоучения", раскрыл собственно фихтевские представления о духовном и его критериях.
       Другим направлением научных изысканий Лукьянов является прогностическая природа философии знания. Предложенный Лукьянов способ обоснования философского предвосхищения позволил придать онтологическим моделям или философским гипотезам статус промежуточного звена между частно-научными теориями и картиной мира на этапе ее формировании. Он обосновал ту мысль, что Аристотелем философски предвосхищен концептуальный базис неевклидовых геометрий, разработанных в XIX в. В трудах по философии религии им показано, что общий ход исторических развертывания религиозной веры, сопровождавшийся апофеозом чувственности, не совпадает с развитием представлений о духовном. Последнее составляет предпосылку и одновременно результат формирования целостного человека.
       Значительное место в научной деятельности Лукьянова занимают переводы немецких. философов на русский язык. Им переведены некоторые неизвестные русскому читателю сочинения И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, а также работы современных немецких и итальянских авторов: Р.Лаута, В.Шрадера, Г.Гирндта, М.Ивальдо, Х.Трауба.
       Лукьянов - действительный член Международной академии информатизации.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:45:52 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"