AZ-libr.ру

информационный портал





Луконин Михаил Кузьмич
[29.10.1918-04.08.1976]

  Другие персоны с фамилией Луконин
Другие персоны с именем Михаил
Кто родился в этот день 29.10
Кто родился в этот год 1918

       [29.10.1918, Астрахань — 4.8.1976, Москва]
       — поэт.
       Детство прошло на Волге, в с. Быковы Хутора, юность — в Сталинграде, где он работал на тракторном заводе и в 1937 окончил учительский иниверситет.
       С 1938 живет в Москве, учится в Литературном институте им. М.Горького.
       6 дек. 1939 добровольцем ушел на войну с Финляндией, участвовал в боях в составе лыжного отряда, а с первых дней Великой Отечественной войны добровольно уходит в действующую армию, в которой находится до победного окончания войны.
       Печататься Луконин начал в 1935, но началом зрелой работы поэт считал публикацию стихов в 1940 в журнале «Молодая гвардия» и «Знамя». Первая книга стихов «Сердцебиение» вышла в 1947. Среди последующих книг Луконина стоит отметить «Рабочий день: Поэма» (1949), «Дорога к миру: Поэма» (1951), «Стихи дальнего следования» (1956), «Годы: Лирика» (1958), «Признание в любви: Поэма» (1960), «Преодоление: Стихи» (1964), «Корни гор: Стихи о Грузии и переводы» (1966), «Испытание на разрыв: Лирика» (1966), «Лирика» (1969), «Пять книг: Стихи» (1974) и «Необходимость: Стихи и поэма» (1976).
       В 1963 Луконин издал книгу статей «Товарищ поэзия», в которой особо выделил литературные портреты В.Маяковского, В.Луговского, Б.Корнилова, С.Чекмарева, М.Джалиля и С.Гудзенко.
       Как и у большинства молодых поэтов фронтового поколения, у Луконин основные особенности его худож. мировосприятия и стиля определились уже в первой книге стихов. Здесь же определилась и сквозная тема всего творчества поэта — война, увиденное и пережитое на войне. Луконин вспоминает погибшего на финской войне друга («Коле Отрада») и товарищей по госпиталю («Мои друзья»), говорит о призвании своего поколения («Пришедшим с войны»), исповедуется любимой женщине о пережитом и передуманном на фронте («Приду к тебе») и т.д. Главное же в том, что поэт воспринимает войну как труд, как работу. Сравнение войны с работой, а солдата — с тружеником можно найти и у др. поэтов военных лет — это давняя русская традиция. Луконин обновляет ее, вносит в нее свой особый смысл. В стихотворении «Поле боя» он почти напрямую сближает ожидание атаки с ожиданием весенней полевой работы: «Пахать пора!» Борьба идет за то, чтобы поле боя, захваченное врагами, которых поэт называет «противниками труда», снова стало полем для пахоты и сева. Вот почему Луконин сразу после войны пишет поэму «Рабочий день», вот почему в поэмах «Дорога к миру» и «Признание в любви» война рассматривается как ратный труд советских людей во имя мира. Оставаясь самим собой, Луконин вместе с тем в изображении войны как борьбы за возвращение людей с поля боя на мирное поле труда оказался близок к Твардовскому, хотя по ритмико-интонационному строю стиха был убежденным наследником Маяковского (Маяковский во многом, особенно в области формы, был чужд автору «Василия Теркина» и «Дома у дороги»).
       Ключевым для всего творчества Луконин стало стихотворение «Приду к тебе», в котором речь идет о переходе от войны к миру в душе и сознании человека, только что вернувшегося с фронта. Обращаясь к любимой женщине, он говорит прежде всего о желании работать и «трудно и жадно жить»: «Нет, не думай, что так приду. / В этой большой войне / Мы научились ломать беду, / Работать и жить вдвойне. / Не так вернемся мы! Если так, / То лучше не приходить. / Придем работать, курить табак, / В комнате начадить. / Не за благодарностью я бегу — / Благодарить лечу. / Все, что хотел, я сказал врагу. / Теперь работать хочу».
       Это желание поэта работать могло бы выглядеть холодным, декларативным и официозным, не будь оно согрето постоянными обращениями к любимой женщине. Замкнутая в себе личная жизнь вдвоем скучна и однообразна, а главное — лишена радости, душевной полноты и энергии. Чтобы она была полной, чтобы в ней общее становилось личным, надо «Друзей увидеть, в гостях побывать / И трудно и жадно жить. / Работать — в кузницу, спать — в кровать / Слова про любовь сложить». Такой выбор подсказан опытом военных лет, когда было особенно ясно: «В этом зареве ветровом / Выбор был небольшой,— / Но лучше прийти с пустым рукавом, / Чем с пустой душой».
       Луконин больше эпик, чем лирик по складу всей души, с самого начала своего творческого пути был скуп и сдержан на интимные чувства, но они постоянно присутствовали в его лучших произведениях, придавая общественным, гражданским темам лирическую задушевность, жизненную глубину и объемность, и в суровые, «маяковские» ритмы его стиха внося яркие и теплые интонации. Затухание же интимно-личных переживаний, ставшее весьма ощутимым в поэмах «Рабочий день» и «Дорога к миру», разобщало общее с личным, делало изображение общего плоским и декларативным, вводило поэта в длительный творческий кризис. Знаменательно, что преодоление этого кризиса началось для Луконина, как и для близких ему В.Луговского и Н.Асеева, с возрождения и углубления лирического начала, которое с середины 1950-х играет существенную роль как в стихах Луконина, так и в его вершинном произведении — поэме «Признание в любви» (1959).
       Эта поэма по своей жанровой структуре близка к поэме Твардовского «За далью — даль», книге поэм Луговского «Середина века», «Поэме без героя» Ахматовой. Это тип поэмы «о времени и о себе»; он был характерен для советской поэзии второго послевоенного десятилетия. Луконин в это время вместе с другими поэтами пережил свою вторую молодость.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:45:52 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"