Луконин Михаил Кузьмич
|
Другие персоны с фамилией Луконин
Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 29.10 Кто родился в этот год 1918 |
[29.10.1918, Астрахань — 4.8.1976, Москва]
— поэт.
Детство прошло на Волге, в с. Быковы Хутора, юность — в Сталинграде, где он работал на тракторном
заводе и в 1937 окончил учительский иниверситет.
С 1938 живет в Москве, учится в Литературном институте им. М.Горького.
6 дек. 1939 добровольцем ушел на войну с Финляндией, участвовал в боях в составе лыжного отряда, а с
первых дней Великой Отечественной войны добровольно уходит в действующую армию, в которой
находится до победного окончания войны.
Печататься Луконин начал в 1935, но началом зрелой работы поэт считал публикацию стихов в 1940 в
журнале «Молодая гвардия» и «Знамя». Первая книга стихов «Сердцебиение» вышла в 1947. Среди
последующих книг Луконина стоит отметить «Рабочий день: Поэма» (1949), «Дорога к миру: Поэма»
(1951), «Стихи дальнего следования» (1956), «Годы: Лирика» (1958), «Признание в любви: Поэма» (1960),
«Преодоление: Стихи» (1964), «Корни гор: Стихи о Грузии и переводы» (1966), «Испытание на разрыв:
Лирика» (1966), «Лирика» (1969), «Пять книг: Стихи» (1974) и «Необходимость: Стихи и поэма» (1976).
В 1963 Луконин издал книгу статей «Товарищ поэзия», в которой особо выделил литературные портреты
В.Маяковского, В.Луговского, Б.Корнилова, С.Чекмарева, М.Джалиля и С.Гудзенко.
Как и у большинства молодых поэтов фронтового поколения, у Луконин основные особенности его худож.
мировосприятия и стиля определились уже в первой книге стихов. Здесь же определилась и сквозная тема
всего творчества поэта — война, увиденное и пережитое на войне. Луконин вспоминает погибшего на
финской войне друга («Коле Отрада») и товарищей по госпиталю («Мои друзья»), говорит о призвании
своего поколения («Пришедшим с войны»), исповедуется любимой женщине о пережитом и передуманном
на фронте («Приду к тебе») и т.д. Главное же в том, что поэт воспринимает войну как труд, как работу.
Сравнение войны с работой, а солдата — с тружеником можно найти и у др. поэтов военных лет — это
давняя русская традиция. Луконин обновляет ее, вносит в нее свой особый смысл. В стихотворении «Поле
боя» он почти напрямую сближает ожидание атаки с ожиданием весенней полевой работы: «Пахать пора!»
Борьба идет за то, чтобы поле боя, захваченное врагами, которых поэт называет «противниками труда»,
снова стало полем для пахоты и сева. Вот почему Луконин сразу после войны пишет поэму «Рабочий день»,
вот почему в поэмах «Дорога к миру» и «Признание в любви» война рассматривается как ратный труд
советских людей во имя мира. Оставаясь самим собой, Луконин вместе с тем в изображении войны как
борьбы за возвращение людей с поля боя на мирное поле труда оказался близок к Твардовскому, хотя по
ритмико-интонационному строю стиха был убежденным наследником Маяковского (Маяковский во многом,
особенно в области формы, был чужд автору «Василия Теркина» и «Дома у дороги»).
Ключевым для всего творчества Луконин стало стихотворение «Приду к тебе», в котором речь идет о
переходе от войны к миру в душе и сознании человека, только что вернувшегося с фронта. Обращаясь к
любимой женщине, он говорит прежде всего о желании работать и «трудно и жадно жить»: «Нет, не
думай, что так приду. / В этой большой войне / Мы научились ломать беду, / Работать и жить вдвойне. /
Не так вернемся мы! Если так, / То лучше не приходить. / Придем работать, курить табак, / В комнате
начадить. / Не за благодарностью я бегу — / Благодарить лечу. / Все, что хотел, я сказал врагу. / Теперь
работать хочу».
Это желание поэта работать могло бы выглядеть холодным, декларативным и официозным, не будь оно
согрето постоянными обращениями к любимой женщине. Замкнутая в себе личная жизнь вдвоем скучна и
однообразна, а главное — лишена радости, душевной полноты и энергии. Чтобы она была полной, чтобы в
ней общее становилось личным, надо «Друзей увидеть, в гостях побывать / И трудно и жадно жить. /
Работать — в кузницу, спать — в кровать / Слова про любовь сложить». Такой выбор подсказан опытом
военных лет, когда было особенно ясно: «В этом зареве ветровом / Выбор был небольшой,— / Но лучше
прийти с пустым рукавом, / Чем с пустой душой».
Луконин больше эпик, чем лирик по складу всей души, с самого начала своего творческого пути был скуп и
сдержан на интимные чувства, но они постоянно присутствовали в его лучших произведениях, придавая
общественным, гражданским темам лирическую задушевность, жизненную глубину и объемность, и в
суровые, «маяковские» ритмы его стиха внося яркие и теплые интонации. Затухание же интимно-личных
переживаний, ставшее весьма ощутимым в поэмах «Рабочий день» и «Дорога к миру», разобщало общее с
личным, делало изображение общего плоским и декларативным, вводило поэта в длительный творческий
кризис. Знаменательно, что преодоление этого кризиса началось для Луконина, как и для близких ему
В.Луговского и Н.Асеева, с возрождения и углубления лирического начала, которое с середины 1950-х
играет существенную роль как в стихах Луконина, так и в его вершинном произведении — поэме
«Признание в любви» (1959).
Эта поэма по своей жанровой структуре близка к поэме Твардовского «За далью — даль», книге поэм
Луговского «Середина века», «Поэме без героя» Ахматовой. Это тип поэмы «о времени и о себе»; он был
характерен для советской поэзии второго послевоенного десятилетия. Луконин в это время вместе с
другими поэтами пережил свою вторую молодость.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх