Лубкин Александр Степанович
|
Другие персоны с фамилией Лубкин
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот год 1946 |
- философ, исследователь проблемы гносеологии, логики и этики.
Преподавал философию в Костромской (с 1797) и в Петербургской армейской (1801-1806) семинариях.
В 1812-1815 - профессор кафедры умозрительной и практической философии Казанского университета. Лубкин, отмечал А.И.Введенский, "едва ли не больше всех привлек внимание русских к Канту... он первый у нас изложил главные основания философии Канта...".
Философские взгляды Лубкин представляют собой освоение западноевропейских идей (рационализма, сенсуализма, эмпиризма, философии "здравого смысла"), осуществляемое с характерным для Русского Просвещения онтологизмом и углубленным интересом к нравственно-религиозным вопросам. Исследуя философию Канта, критиковал его за субъективизм и априоризм, находя, в частности, что учение немецкого философа о пространстве и времени противоречит здравому смыслу, опыту и логике.
Лубкин считал пространство и время "необходимыми принадлежностями бытия вещей"; бытие, в том числе и наше собственное, "без времени и пространства ничего бы не значило и не могло бы отличиться от ничтожества" (Письма о критической философии). Взаимосвязь противоположных понятий, например, конечного и бесконечного, коренится, по Лубкин, в многоразличии и противоположности свойств самих предметов. Хотя к понятию бесконечности мы приходим через умозаключение, рассуждал Лубкин, основания к нему дает опыт, следовательно такое понятие не априорно. В кантовских антиномиях чистого разума Лубкин не усматривал "почти никакого смысла", считал их некорректно поставленными (там же).
Лубкин категорически возражал против намерения Канта с помощью антиномий показать непознаваемость Бога и души, поскольку Лубкин был убежден в необходимости и возможности их рационального постижения. Познание, утверждал он, начинается с его чувственной ступени. В споре со скептиками Лубкин отстаивал идею о том, что чувства представляют внешнюю природу вещей в принципе адекватно, иначе люди не могли бы употреблять предметы с пользой (Начертание геометрии). На базе чувственных данных рационально познается внутренняя природа вещей, умопостижимы также сверхчувственные "вещи или существа" (Бог, душа и прочее) и нравственные нормы.
По Лубкин, логика - часть философии, научающая изысканию и исследованию истины, а истина - сходство мысли с предметом мысли (Там же). Вопросы логики Лубкин трактовал весьма самостоятельно, предлагая, например, вместо "различения силлогизмов по внешнему их виду" вводить другие, "основывающееся на их намерении и употреблении".
Лубкин рассматривал "себялюбие" как одно из сущностных свойств человека. Любовь к себе побуждает людей к познанию вещей; она же определяет нравственные устремления личности. С этих позиций Лубкин отвергал этику долга Канта. Основой морали Лубкин считал религию.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх