Лохвицкая Мария Александровна
|
Другие персоны с фамилией Лохвицкая
Другие персоны с именем Мария Кто родился в этот день 01.12 Кто родился в этот год 1869 |
[19.11(1.12).1869, Петербург — 27.8(9.9).1905, Петербург; похоронена на Никольском кладбище
Александро-Невской лавры]
— поэтесса.
Дочь известного правозащитника А.В.Лохвицкого, старшая сестра писательницы Н.А.Тэффи. Лохвицкая
получила домашнее начальное образование, в 1888 окончила Александровский институт в Москве, где ее
преподавателем по русской словесности был А.Н.Майков. В этом же году состоялась первая публикация
Лохвицкая: вышли отдельной брошюрой стихотворения «Сила веры» и «День и ночь». По окончании
института переехала в Петербург и начала сотрудничать в журнале «Север»; с начала 1890-х печатается
в журнале «Художник», «Наблюдатель», «Наше время», «Труд», «Всемирная иллюстрация» и др.
Публикация поэмы «У моря» в журнале «Русское обозрение» (1891. №8) принесла Лохвицкой
литературную известность.
В 1892 Лохвицкая вышла замуж за «одного из московских французов» (Бунин И. А.— С. 289) Э.И.Жибера,
сына известного архитектора И.Э.Жибера, в браке имела нескольких детей. Первые годы замужества, в
связи со службой мужа, провела в провинции (Ярославль, Тихвин), затем возвратилась в Москву, а с 1898
жила в Петербурге, где была участницей «пятниц» К.К.Случевского.
В 1896 вышел первый сборник Лохвицкой «Стихотворения. 1889-1895» с посвящением мужу. В нем она
воспевала романтическую любовь, страсть, радость материнства (в сборник были включены
стихотворения, обращенные к сыну). Критика сразу признала «бесспорный поэтический талант» (Гриневич
(Якубович) П.Ф.— С.352), сб. была присуждена половинная Пушкинская премия Академии наук. В конце
1890-х — начале 1900-х, продолжая печататься в «Севере» и «Русском обозрении», Лохвицкая
публиковала свои стихотворения в журнале «Нива» (и его литературных приложениях), «Северный
вестник», «Живописное обозрение», «Русская мысль» и др., в нескольких альманахах, в т.ч. «Денница»
(1900) и «Северные цветы» (1901, 1902), и в ряде газет.
Едва ли не с первых шагов Лохвицкой на литературном поприще, еще до выхода первого поэтического
сборника, ее стали называть не иначе как «русская Сафо». Тема Лохвицкой в поэзии — воспевание
любовной неги, преклонение перед мужчиной. «Хочешь неслыханной страстью обладать — должен статьи
Лоховицкой читать»,— иронизировали журналисты бульварных изд. (Развлечение. 1902. №35. С.11). Ее
поэтическим девизом была объявлена многократно цитированная строка «Это счастье — сладострастье»
из стих. «Посмотри — блестя крылами...», в котором речь шла всего лишь о «паре белых голубей».
Лохвицкая сознательно декларировала «ничтожность» своих поэтических ориентиров, отказываясь от
какой-либо «идейной» тематики, без которой невозможно было представить русскую поэзию 1880-х, и
называла свой стих «женственным», отстаивая право на существование женской поэзии.
Второй сборник Лохвицкой «Стихотворения. 1896-1898» вышел в 1898 и включал произведения,
написанные поэтессой в период бурно обсуждавшегося в литературных кругах ее романа (впрочем, скорее
литературного) с К.Д.Бальмонтом. В.Я.Брюсов, противопоставляя первый и второй сборник Лохвицкой,
писал: «Первая ее душа, всецело отразившаяся в первой книге ее стихов, ищет ясности, кротости,
чистоты <...> Вторая душа... выразилась в ее втором сборнике, пафос которого — чувственная страсть,
героический эгоизм, презрение к толпе» (Брюсов В.Я. СС: в 7 т. М., 1975. Т.6. С.318). Бальмонт ответил
Лохвицкой сборником стихотворений «Будем как солнце» (1903), предпослав ему посвящение: «Художнице
вакхических видений, русской Сафо, М.А.Лохвицкой, знающей тайны колдовства». Лохвицкая стали
упрекать в безнравственности, поскольку она в откровенных стихах рассказывала об интимных
переживаниях женщины, чего до нее в русской поэзии не бывало. Оценка своеобразного дарования
поэтессы литературной критикой сводилась к следующему: «Откровенность, с которою М.А.Лохвицкая
воспевает сладострастие, может сравниться только с откровенностью на этот счет древних поэтов. И в
том, что она говорит о сладострастии от имени женщины, тогда как большинство поэтов, воспевавших
любовь, были мужчины, и состоит самый оригинальный элемент ее поэзии» (Книжки «Недели». 1899. №1.
С.184-185). Популярность Лохвицкой у читающей публики возросла: ее сб. раскупались, на поэтических
вечерах ее встречали восторженными аплодисментами. Вас.И.Немирович-Данченко вспоминал: «Ее строфы
заучивались наизусть и — о верх популярности! — щеголеватые писаря, помадившиеся цедрой лимонной,
писали их легковерным модисткам, выдавая за свои» (Немирович-Данченко Вас.И. На кладбищах:
Воспоминания. Ревель, 1921. С.135). Однако общепринятое представление о Лохвицкой как о «вакханке»
во многом не совпадало с реальным обликом поэтессы. Так, хорошо знавший ее в это время И.А.Бунин
вспоминал: «Воспевала она любовь, страсть, и все поэтому воображали ее себе чуть ли не вакханкой,
совсем не подозревая, что она, при всей своей молодости, уже давно замужем... что она мать нескольких
детей, большая домоседка...» (Бунин И.А. - С.289).
В последующие сборники Лохвицкой («Стихотворения. 1898-1900», 1900; «Стихотворения. 1900-1902»,
1903; «Стихотворения. 1902-1904», 1904), кроме лирических стихотворений, вошли поэтические драмы
«На пути к Востоку» (1897), «Вандэлин» (1899), «Бессмертная любовь» (1900), «In nomine Domini» (1902) и
другие, по мнению большинства критиков, менее удачные, чем лирика поэтессы. В них она обратилась к
религиозным темам и сюжетам из Средневековья. Так, сюжет 5-актной драмы «In nomine Domini» («Во имя
Бога») был позаимствован из протоколов процесса над еретиками во Франции начала XVII в. Спектакль по
пьесе «Вандэлин» успешно шел в театре 3.В.Холмской «Сказка» в сезон 1909/10.
Умерла Лохвицкая от тяжелой болезни, не дожив до 36 лет.
В 1908 посмертно был издан сборник ее стихотворений «Перед закатом» с предисловием К.Р. Большинство
современников воспринимало Лохвицкую как талантливую представительницу т.н. «женской поэзии».
Действительно, «к началу XX в. Лохвицкая была образцом, по которому мерили других поэтесс» (Groberg
К.A. Lokhvitskaia // Dictionary of Russian women writers. Westport, Connecticut; London, 1994. P.381-382). По
наблюдению В.Маркова, Л. «"научила женщин говорить" до Ахматовой» (Russian Literature and History.
Jerusalem, 1989. P.80). «Ее любовь к солнцу опережает Бальмонта лет на десять (знаменитое "к солнцу!
Солнца! Дайте мне солнца! Я к свету хочу")»; «она писала и о канатной плясунье, и об "одиночестве
вдвоем" до Ахматовой, ставила в стихи дождь и плащ до Юрия Живаго и употребляла слова вроде
тетеревинбъ до Вячеслава Иванова; у нее даже есть слабые предвестия Цветаевой» (Markov V. Kommentar
zu den Dichtungen von K.D.Bal'mont 1890- 909. Koln; Wien, 1988. S.156). Но если такое влияние можно
посчитать опосредованным, подспудным, неосознанным — или осознанным уже в пору творческой
зрелости (как, например, у И.Е.Дмитриевой (Васильевой) — Черубины де Габриак), то Игорь Северянин
изначально обратился к творчеству Лохвицкой как к некоему «ориентиру» в своей литературной
деятельности, объявив ее, наряду с К.М.Фофановым, «предтечей» эгофутуризма. Этому способствовала
импонировавшая Северянину «двойственность» лирической героини Лохвицкой («Добро и зло равно
доступны нам...»); кроме того, следуя традициям «фетовского» направления в русской лирике, Лохвицкая
была не чужда языковому экспериментаторству, ее творчество отличается разнообразием стихотворных
размеров, для него характерны вальсовые интонации. Не случайно около 100 стихотворений Лохвицкой
положено на музыку, в т.ч. С.И.Танеевым, Р.М.Глиэром и др.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх