Лосев Алексей Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Лосев
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 23.09 Кто родился в этот год 1897 |
- выдающийся философ, филолог, крупный специалист по античной эстетике, логике, языковедению, переводчик философской и художественной литературы с древних языков.
Род. в Новочеркасске. Отец - преподаватель физики и математики в уездных училищах, музыкант, церковный регент. Оставил семью, когда сыну было 3 месяца.
В 1911 Л. окончил классическую гимназию и поступил в Московский университет.
Во время учебы, в 1914, был послан в Берлин для совершенствования в науках, но война прервала обучение. Закончил университет в 1915 по двум отделениям историко-филологического факультета: философии и классической филологии. Был оставлен при университете для подготовки к профессор званию.
Преподавал в московских гимназиях, в 1918 - в советской трудовой школе.
С 1919 - профессор классической филологии в Нижегородском университете.
В мае 1922 Лосев пытался стать нештатным сотрудником Института философии, но по неясной причине ему было отказано.
Профессор Московской консерватории и действительный член Государственной академии художественных наук, профессор 2-го Московского университета.
В 1922 Лосев обвенчался с В.М.Соколовой.
В 1924 она закончила математическое отделение Московского университета по специальности "астрономия". Более 30 лет, до смерти В.М., их связывали не только любовь и взаимная преданность, но и общность взглядов, интересов, убеждений, в том числе и религиозных. Как пишет А.А.Тахо-Годи, о них можно было сказать словами Вяч.Иванова: "Мы две руки единого креста", - настолько были во всем слиты их судьбы.
1924-1930 для Лосев заполнены интенсивной и разносторонней научной деятельностью: здесь и множество докладов и лекций по темам, связанным с историей эстетических учений и категорий, философей искусства, мифом и символом, психологией художественного творчества, филологией, трудами Аристотеля, Платона, Плотина, Гегеля, Шеллинга и множество других. В этот период с большими трудностями, но выходят из печати книги Лосева - знаменитое "восьмикнижие" (за которое он заплатит позже 23 годами вынужденного молчания): "Античный космос и современная наука" (1927), "Музыка как предмет логики" (1927), "Диалектика художественной формы" (1927), "Философия имени" (1927), "Диалектика чисел у Плотина" (1928), "Критика неоплатонизма у Аристотеля" (1929), "Очерки античного символизма и мифологии. Т.1." (1930) и последняя, фатальная книга - "Диалектика мифа" (1930). Уже эти названия подтверждают слова Лосева о себе как о философе имени, мифа и числа.
В этот период (с 1928) началась "проработка", а точнее шельмование Лосева в советской печати в связи с издаваемыми книгами, обвинения его в идеализме, реакционности, мистической экзальтации, беспринципности, буржуазности и даже в противопоставленности себя Ленину (в журнале "На литературном посту", "Под знаменем марксизма", в "Комсомольской правде" и др.).
18 апреля 1930 Лосев был арестован. Формальный повод - "незаконные" вставки в текст книги "Диалектика мифа" после цензуры. Он провел четыре с половиной месяца в одиночной камере, а затем 17 месяцев во внутренней тюрьме Лубянки.
9 июня была арестована и В.М.Лосева.
28 июня 1930 на XVI съезде ВКП(б) Л.М.Каганович в своем докладе объявил Лосева классовым врагом, используя рецензии на книгу Л. в газете "Правда", где он был назван и философом-мракобесом, и чуждым марксизму идеалистом и даже черносотенцем. К сожалению, обвинения против Лосева поддержал в своей ст. в "Правде" и М.Горький. Однако не только философские книги Лосева 20-х гг. были основной причиной его репрессий. Таковой была, на наш взгляд, некоторая его косвенная причастность к политическим событиям тех лет.
Декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927, заявившего о компромиссе церкви с советской властью, привела к расколу верующих по политическим мотивам. Московский кружок имяславцев, в который входил Лосев, не был в этом отношении однороден. Многие его члены были антисергианцами, а следовательно, и отрицательно относящимися к советской власти. Лосев же видел в имяславцах носителей ряда идей его "философии имени". Как справедливо замечает А.А.Тахо-Годи, Лосев был сторонником имяславия как чисто религиозной идеи, и политика в этом деле была ему чужда (Лосев. М., 1997. С.110). Но, будучи глубоко искренним человеком, он не мог соглашаться во многом с линией митрополита Сергия, не считал ее и истинно православной. Он подписал документ "Большое имяславие", в котором имелись некоторые "антисоветские места". "Если вдуматься поглубже,- пишет А.А.Тахо-Годи,- то уже только один документ "Большое имяславие" мог бы послужить поводом для ареста Лосева. Тем более что этот "программный документ" для отложившихся от Сергия "в значительной мере" содержал выписки из соч. А.Ф. (...) и его "заметок" (...)". Лосев не только просмотрел этот документ, но и был с этим документом "согласен" [так он заявлял на следствии] (см. там же. С.117). Помимо этого документа, прочитанного следователями ОГПУ "по-своему" ("Московский кружок имяславцев был квалифицирован как часть контрреволюционной монархической организации "Истинно-православная церковь""), в их распоряжении оказалась и информация о "деятельности" жены Лосева: хранение у нее церковного архива, "распространение антисоветской литературы", "разжигание религиозных предрассудков".
Лосев был арестован в апреле 1930, приговор вынесен в сентябре 1931: Лосев - 10 лет лагерей и В.М.Лосевой - 5 лет лагерей. Лосев был отправлен по этапу в Кемь, затем в пос. Важина на Беломоро-Балтийском канале. Вначале Лосев работал на сплаве леса, затем, в связи с тяжелым ревматизмом и резким ухудшением зрения, он получил на комиссии "вторую отдельную категорию" и стал работать сторожем складов лесной биржи. Нет необходимости описывать всю тяжесть лагерной жизни, но Лосев, поддерживаемый перепиской с женой (она находилась в Сиблаге на Алтае), не теряет оптимизма и надежды на возвращение к нормальной жизни и науке. В лагере он задумывает ряд работ и даже мысленно "пишет" книгу "О диалектике аналитических функций".
В сентябре 1932 постановлением ОГПУ Лосев освобожден из заключения и принят на службу вольнонаемным в Белбалтлаг корректором проектного отдела, а в октябре с помощью возглавлявшей политический Красный крест Е.П.Пешковой воссоединяется с женой - они вместе живут в Арнольдовом поселке на Медвежьей горе. Вскоре освобождают и В.М.Лосеву.
4 августа 1933 постановлением ЦИК СССР с Лосева снята судимость и он восстановлен в гражданских правах. Супруги вернулись в Москву. Трудовой экспертной комиссией Москвы Лосев признан инвалидом III группы. Он возвращается к научной работе, но печатать книгу по философии ему запрещено. Он был вынужден 23 года "работать в стол" (Лосев пишет "Античную мифологию", "Историю античной эстетики" и др.), перебиваясь почасовой работой и поездками для чтения лекций в провинциальные вузы. В 1957 опубликованы его переводы трудов Н.Кузанского, ценившегося классиками марксизма. Пришла война.
В августе 1941 фугасной бомбой был уничтожен дом на Воздвиженке, где Лосев жил долгие годы. Погибли его близкие, имущество, библиотека, архив, что резко осложнило работу Лосева.
В 1942 Лосев неожиданно приглашают на штатную работу - профессор философского факультета МГУ (зачисляют с 1 сентября). Лосев заведовал секцией логики на кафедре диамата и истмата (заведующий кафедрой З.Я.Белецкий) и намечался на должность заведующего кафедрой логики (уже был открыт конкурс на эту должность и Лосев написал соответствующее заявление).
Семинар и спецкурс Лосев пользовались большим успехом. Скрытая зависть, прежняя атмосфера "бдительности" возрождают старое обвинение в идеализме и, в свете постановления ЦК о III томе "Истории философии", "укрепляя" ряды философского факультета, Лосева удаляют из университета (с 15 мая 1944) как идеалиста. [Можно лишь удивляться оперативности партработников: 1 мая принимается секретное постановление ЦК ВКП(б) "О недостатках в научной работе в области философии" №1143/110, и тут же следуют меры, среди которых - увольнение с 15 мая Лосева с работы].
Его перевели в Московский государственный педагогический институт им. Ленина, где, к счастью, открылось классическое отделение, и там на кафедре классической филологии, русского языка и общего языкознания Лосев работал до своей кончины.
В октябре 1944 в дом Лосева приходит аспирантка А.А.Тахо-Годи, ученица Лосева, ставшая преданнейшим другом семьи, а после смерти В.М.Лосевой в 1954 - женой Лосева (о ее роли по изучению, комментированию и изданию наследия Лосева см. ст. Тахо-Годи А.А.).
С 1957 начинается регулярное издание работ Лосева (см. ниже Сочинения.).
В 1985 в связи с 90-летием Лосев награждается орденом Трудового Красного Знамени. Ему присуждается звание лауреата Гос. премии СССР (по философии).
Мы позволили себе расширить биографическую часть статей о Лосеве в знак особого уважения к трагической и одновременно светлой судьбе этого замечательного философа, его мощному таланту и мужеству. Естественно, концепт, часть статьи не объемлет всех направлений и глубин его творчества. Приходится согласиться со словами А.А.Тахо-Годи (см.: Лосев. М., 1997. С.431): "...Если вдуматься, Лосева никто по-настоящему еще не изучал. Есть отдельные прекрасные статьи. Книги пока нет ни одной. Писать книгу о таком ученом - труд тяжелый. Сначала, видимо, надо исследовать отдельные грани его творчества... Лосев слишком глубок, труден, объемен... нет, видимо, придется оставить пока эту благородную и трудную задачу - помочь книгам Лосева приблизиться к читателю, приоткрыть их тайны, разгадать их символы и мифы. Передадим ее новым поколениям XXI в.".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх