Лидес Леонид Израилевич
|
Другие персоны с фамилией Лидес
Другие персоны с именем Леонид Кто родился в этот день 14.04 Кто родился в этот год 1921 |
[14.4.1921, г.Юзовка (ныне Донецк), Украина — 6.11.1994, Москва]
— поэт, прозаик.
Отец — служащий. После 9-го класса школы Лиходеев поступил на рабфак, затем — в Одесский
унивеситет. Со 2-го курса ушел на фронт добровольцем, воевал на Закавказском и Кавказском фронтах,
был военным журналистом, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и
др.
В 1944 демобилизовался в связи с обострением туберкулеза. Работал в «Краснодарской газете.», с 1949 по
1952 учился в Литературном институте им. А.М.Горького.
Еще в школе Лиходеев писал стихи и рассказы, литературный путь он начал с поэтических сборников: в
1953 — «Покорение пустыни», в 1955 — сб. «Своими глазами», в 1957 — «Открытое окно»; в основном это
стихотворные репортажи и сатирические стихи в манере Маяковского. В 1954 он становится членом СП.
Затем были написаны 2 книги путевых очерков: «Поездка в Тофаларию» (1958) и «Волга впадает в
Каспийское море» (I960), в 1961 — пьеса «Шаги на рассвете». Выходят сборники «Местное время»,
«История одной поездки...», повесть «Я - парень сознательный».
С конца 1950-х Лиходеева все больше привлекает жанр сатиры. Начавшаяся после XX съезда «оттепель» в
политической и культурной жизни вселяет в писателя большие надежды на социальное и нравственное
обновление общества. Он создает новый тип фельетона, ничего общего не имеющий с беззубым
подшучиванием, насмешками над отдельными, частными фактами.
Это проблемный очерк, выявляющий корни социального и нравственного неблагополучия. Первый
сборник, «Фельетоны», выходит в 1961, второй, под выразительным названием «Мурло мещанина»,— в
1962. Творческие принципы Лиходеев формулирует в фельетоне «Овал»: он призывает не походить на
собачку из опытов академика Павлова, которая сошла с ума, увидев необычный круг — овал. Лиходеев
высмеивает нашу «нелюбопытную лень», «привычку, оберегающую человека от необходимости
рассуждать». Объект сатиры четко выявлен и описан, это «дурак» разных видов: «ленивый, ретивый,
восторженный, унылый, ученый, невежественный...». «Весь ужас заключается в том, что он дееспособен,
то есть способен на что угодно, кроме полезной деятельности». Вот эту борьбу с «божественным,
самоотверженным нежеланием думать» и видит Лиходеев своей главной задачей («Думать надо»). В
фельетонах Лиходеев звучит не насмешка Марциала, а свист Ювеналова бича. Предметом разоблачения
становится чванство и «дремучее безделье» совр, чиновных Маниловых, агрессивная дикость, отсутствие
минимальных культурных навыков («Дикарь»), невежество и ханжество («Фиговые листья») Видны и
заблуждения, не изжитые еще и самим автором: в любви к собственности ему видится что-то низкое,
торгашеское («Частная собственность», «Духовная сухаревка») Впрочем, Лиходеев умел отказываться и
от собственных заблуждений: в 1966 в статье «Частная собственность» он писал об этих фельетонах.
«Мое пионерское прошлое дало себя знать... Если рынок зашел в подполье, он порождает стихию в таких
отвратительных формах » Фельетоны Лиходеева становятся широко популярными.
На протяжении многих лет Лиходеев публикует их в «Литературной газете», «Комсомольской правде»,
«Крокодиле». Во второй половине 1960-х общий тон очерков Лиходеева меняется, становится менее
оптимистичным. В книгах «Указать на недопустимость», «Цена умиления» (1967) Лиходеев проводит
анализ темы мещанства как общественного явления, показывает, что основа его — «три жирных кита,
состоящих из самоуверенного сала»: «лютый собственнический инстинкт, свирепое разделение по чинам и
вожделенный мещанский порядок» («Крестики и нулики»). «Мещанство — это мелкое, низкое
представление о людях и прежде всего — ужасающая уверенность в своем постоянном нравственном
превосходстве» («На цепи нравственных устоев»). Лиходеев разоблачает убожество антирелигиозной
пропаганды, вырождающееся в «покровительство разнузданного кощунства» («Догмат неверия»),
ханжество и агрессивное невежество, пошлую демагогию, попахивающую привычкой к политическому
доносу («Звонари-пономари»). Общественная ситуация такова, что это мещанство набирает силу, оно уже
открыто и цинично провозглашает свою программу, являя миру «тупую, ленивую мерзость, новое
ханжество недоумков, мыслящих себя сверхчеловеками» («Адвентисты выходного дня»). Многие
фельетоны Лиходеев, привязанные к конкретной житейской ситуации, не утратили актуальности — по
ним можно судить об истоках многих сегодняшних общественных проблем.
У автора возникали цензурные трудности: в середине 1970-х так и не удалось напечатать сборник
«Гвоздь в сапоге».
В 1969 выходит «Звезда с неба» — веселая, остроумная книга для юношества, призванная помочь сделать
правильный нравственный выбор, в 1972 — юмористический роман «Я и мой автомобиль», в 1983 — роман
«Четыре главы из жизни Марии Николаевны» и несколько повестей и рассказов, в 1986 — роман «Семь
пятниц», в 1992 — яркий сатирический роман «Сред-невозвышенская летопись». В них Лиходеев
анализирует социальные и нравственных проблемы 1970-80-х.
На исходе XX в. Лиходеев все больше начинают интересовать исторические корни российской революции.
Он пишет книгу о Петре За-ичневском (авторе знаменитой прокламации «Молодая Россия») («Сначала было
слово», 1987), в 1990 выходит книга о Николае Бухарине («Поле брани, на котором не было раненых»).
Итогом творчества явилась трилогия «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала», над которой
Лиходеев работал с 1969 по 1990. Долгие годы он писал ее «в стол», без надежды на публикацию. Это
повествование о судьбах России XX в., о грозных исторических катаклизмах Первая мировая война,
революция и Гражданская война, годы террора, Вторая мировая война, «оттепель»,— и в то же время это
семейная хроника о судьбах отдельных людей, их встречах и расставаниях, надеждах и горестях.
Написана эта книга искренне и честно, в ней точный и острый взгляд очевидца и в то же время —
философские раздумья о путях истории. Но какие бы тяжелые испытания не выпадали на долю героев
трилогии, они понимают: «Другой России нет и, наверно, не будет».
В последние годы жизни Лиходеев вернулся к публицистике.
В 1987 выходит сборник фельетонов «Сопротивление материала» — яркие и страстные очерки,
посвященные экономическим и политическим переменам, ворвавшимся в жизнь. Лиходеев печатается в
журнале «РБ», ведет колонку в газете «Московские новости» («Капля точит камень»), публикует острые
материалы в газете «Известия».
Лиходеев старался говорить правду, ибо был уверен: «в сатире столько сатиры, сколько правды. И даже
малый след вранья ликвидирует ее на корню» (Сопротивление материала. С.38).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх