Либединский Юрий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Либединский
Другие персоны с именем Юрий Кто родился в этот день 10.12 Кто родился в этот год 1898 |
[28.11(10.12).1898, Одесса — 21.11.1959, Москва]
— прозаик.
Либединский родился в Одессе в семье врача, детство провел на Урале, в г.Миассе.
В 1918 Либединский окончил челябинское реальное училище. Еще в училище Либединский увлекся
литературным творчеством, посылал свои рассказы в челябинский журнал «Первые шаги», сразу после
завершения учебы стал сотрудничать в «Известиях» г.Златоуста. Затем Либединский был бойцом
красногвардейского отряда, участвовал в боях, а с 1920 служил в Политотделе губвоенкомата
Челябинска. В местной газете «Советская правда» Либединский в 1920 опубликовал рассказ «Неделя явки
дезертира», а в 1921 принял участие в вышедшем в Челябинске сборник местных литераторов «Огниво»,
где поместил стихотворение «Серый Патфиндер»
В 1921 Либединского перевели в Москву на педагогическую работу в одно из военных училищ, и он начал
трудиться над своим первым крупным произведением — повестью «Неделя». Впоследствии критика
отмечала: «Повесть "Неделя" сразу выдвинула Либединского в первые ряды пролетарской литературы.
Повесть эта появилась в период кризиса пролетарской литературы, когда многие поэты "Кузницы", не
поняв сущности нэпа, оказались во власти упадочных настроений и когда в литературе преобладали
клеветнические изображения революции (Пильняк, Эренбург и др.), косвенно поощряемые влиятельной в
то время оппортунистической критикой Троцкого, Воронского и др.» (Литературная энциклопедия. М.,
1932. Т.6. С.357).
Толчком к написанию повести послужила книга Б.Пильняка «При дверях», в которой, по мнению
Либединского, были неверно изображены революция и ее последствия. В «Неделе» Либединский
попытался решить вопрос о сущности революции и ее содержании.
«Неделя» (1922) стала одним из первых произведений, где характер коммунистов рисовался
романтическими красками; несмотря на убежденную приверженность революции, герои «Недели»
представали во мн. одиночками, жертвами, и от этого вся повесть приобрела несколько отвлеченный,
романтизированный оттенок. Одиночество каждого отдельного коммуниста не скрадывалось тем, что на
страницах повести их было много и самых различных: коммунисты — рабочие, интеллигенты,
руководители, чекист и даже приспособленец. Однако какого-либо единого целого они не представляли,
за что Либединскому немало досталось от критики.
В 1923 Либединский, был демобилизован из армии, поступил работать на завод и издал новую повесть —
«Завтра». Здесь явно виделось разочарование наступившим застоем в романтике революции, неприятие
нэпа. Герои повести потеряли смысл жизни в новых условиях, они уезжают в Германию для поддержания
начавшейся там революции. В отличие от «Недели», вызвавшей одобрительные отзывы даже таких
взыскательных идеологов, как Н.Бухарин и А.Воронский, новая повесть Либединского не получила
одобрения в партийной печати: «Если прямо поверить выводам, напрашивающимся из чтения "Завтра", то
можно впасть в глубокий пессимизм. Неужели слишком обобщающе изображенные автором язвы наших
партийных верхов излечимы лишь германской революцией? Да и можно ли коммунисту изобразить
хозяйственников и партийных руководящих товарищей только в больных или разлагающихся
представителях, не подчеркнув, что таковых меньшинство. "Завтра" — вещь художественно слабая
(вывихи стиля — отсутствие всякой композиционной слаженности). Идейно эта повесть — упадочна.
Остается лишь надеяться, что "Неделя", а не "Завтра" определяет истинный облик Либединского»
(Горбачев Г. Революционная художественная проза. Л., 1925. С.187).
Либединский попытался внять советам критики и написал на ту же тему о растерянности бойцов
революции перед мирной жизнью новую повесть — «Комиссары» (1925). Действие ее относится к тому
периоду, когда еще недавно отгремела Гражданская война. Военные комиссары одного из дальних
округов, по наблюдению командующего округом, «скучают». Кто женился на мещанке, кого тянет в свое
крестьянское хозяйство, кому просто хочется к семье. Рабочее настроение комиссаров падает, их
внимание сосредоточивается на личных интересах, что, по мнению руководства, да и самого
Либединского, недопустимо. И тогда командующему округом приходит в голову идея организовать
политкурсы, оторвать комиссаров от того, что он называет «обволакивающей средой», и создать подобие
военной обстановки, которая должна поддержать их дух. В повести и командующему, и автору все это
удается, но явлением литературы «Комиссары» не стали, хотя определенную похвалу критики и
заслужили.
В конце 1920-х Либединский написал еще 2 повести на тему, которой были посвящены его первые
произведения,— «Поворот» (1927) и «Рождение героя» (1930). Либединский являлся одним из
основателей, руководителей и идеологов РАППа. По рецептам РАППа он и рисовал персонажей своего
нового произведения. Повесть «Рождение героя» вызвала большую полемику в печати в связи с проблемой
«живого человека»; в этой полемике сначала была высоко оценена, а затем в ходе внутренней борьбы в
РАППе стала мишенью критики, не согласной с отказом Либединский от идеализации образа партийного
работника.
В 1932 РАПП был распущен, а Либединский надолго перестал писать беллетристические произведения,
став корреспондентом «Правды» и разъезжая по стране в поисках идеальных героев, периодически
выпуская о них брошюры: «Петя Гордиенко» (1931) — об ударнике Сталинградского тракторного завода,
«Рассказы товарищей» (1933) и др. Побывал Либединский и на Северном Кавказе, где изучал сложные
межнациональные взаимоотношения, жизненный уклад и поэтические сказания живущих там народов.
Результатом этого явилась повесть Либединского «Баташ и Батай» (1939), ставшая впоследствии первой
частью романа «Горы и люди» (1947).
Во время войны Либединский был сотрудником военных газ. и писал очерки и рассказы: «Хозяйка»,
«Живой Сталинград» (1943) и др., а также повести «Гвардейцы» (1942) и «Пушка Югова» (1944). В конце
1940-х Либединский продолжал изучение истории и эпоса Кавказа, переводил произведения осетинских и
азербайджанских поэтов, завершил трилогию «Горы и люди».
Затем Либединский вернулся к теме революции и Гражданской войны. Он написал роман «Зарево» (1952)
— о революционном движении на Кавказе в 1913-14, роман «Утро Советов» (1957) — об Октябре 1917,
повесть «Поездка в Крым» (1957) — о комсомольцах первых лет революции. Последние годы жизни
Либединский посвятил книгам воспоминаний. Это были «Коммунисты» (1957), «Современники» (1958), а
также «Воспитание души» и «Связь времен», вышедшие уже посмертно в 1962. Так же посмертно была
опубликована и последняя повесть Либединского «Дела семейные» (1963).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх