Леонтьев Дмитрий Алексеевич
|
Другие персоны с фамилией Леонтьев
Другие персоны с именем Дмитрий Кто родился в этот день 28.07 Кто родился в этот год 1960 |
- специалист по психологии личности, психологии искусства, теории и истории психологии; доктор психологических наук
После окончания факультета психологии МГУ (1982) и до настоящего времени работает на факультете психологии МГУ.
Докторская диссертация - "Психология смысла". (1999).
Основные задачи - построение общепсихологической концепции смысла, описание его форм и механизмов функционирования.
В своих исследованиях Леонтьев интегрирует идеи философов и психологов экзистенциализма с деятельностным подходом в отечественной психологии. Согласно последнему, смысл порождается реальными отношениями, связывающими субъект с объектом действительности, под которыми Леонтьев понимает соответственно индивида и его жизненный мир, причем человеческую личность рассматривается в качестве органа регуляции этих отношений. Выделяя две наиболее общие характеристики смысла: контекстуальность (смысл определяется через отнесение к более общему контексту) и интенциональность (присутствие целевой направленности), Леонтьев определяет смысл как "место и роль (назначение) в более общей структуре" ("Психология смысла". С. 105).
Однако вместе с тем Леонтьев не видит возможности полностью охватить суть понятия смысла однозначной дефиницией, т.к. признает скрывающуюся за ним сложную смысловую реальность, принимающую разнообразные формы и нуждающуюся в описании и классификации. Леонтьев выделяет три аспекта смысла: онтологический, феноменологический (под этим термином Леонтьев понимает личностный смысл, т.е. форму осознания индивидом его собственных жизненных смыслов) и деятелъностный (психологический субстрат смысла: неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности).
В качестве важнейшего понимается онтологический аспект, характеризующий место и роль носителя смысла в жизненном мире субъекта. Его определяющая роль формулируется в виде принципа бытийного опосредования смысловых процессов. Понятие смысла изучается в синхроническом и диахроническом планах. В рамках синхронического подхода вводится классификация смысловых структур (эти структуры - личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт, личная ценность) и обосновывается представление о динамической смысловой системе как единице структурной организации личности. Динамическая смысловая система включает в себя ряд разноуровневых смысловых структур, функционирующих как единое целое.
В русле диахронического подхода Леонтьев описывает формы и механизмы динамических трансформаций смысла, индивидуальные особенности смысловой регуляции и ее нарушения при девиантном развитии. В онтогенезе Леонтьев обнаруживает несколько линий развития (иерархизацию, интеграцию и структурное усложнение; распространение осмысления за пределы наличной ситуации; прогрессирующее опосредование социальными ценностями и прогрессирующую рефлексию своих смысловых регуляторов). Для понимания изменения смыслов Леонтьев обращается к механизмам самодетерминации (свободы и ответственности), надстраивающимся над смысловой сферой и связанным с личностным здоровьем и зрелостью.
Леонтьев исследует и систематизирует также на основании принципа бытийного опосредования смысловую реальность во вне- и межличностных формах существования, в том числе во взаимодействии индивида с культурой. В теоретическом и экспериментальном исследовании взаимодействия искусства и личности Леонтьев анализирует переходы смыслов и образов из объективированных в субъективированные формы существования и обратно.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх