AZ-libr.ру

информационный портал





Леонтьев Константин Николаевич
[25.01.1831-24.11.1891]

  Другие персоны с фамилией Леонтьев
Другие персоны с именем Константин
Кто родился в этот день 25.01
Кто родился в этот год 1831

       - писатель, философ и социолог.
       Род. в родовом имении отца - с.Кудиново Мещовского уезда Калужской губ.
       По матери принадлежал к старинному дворянскому роду. Учился сначала в Смоленской гимназии, затем стал воспитанником Дворянского полка, позднее перешел в Калужскую гимназию.
       В 1849 окончил курс Калужской гимназии с правом поступления в университет без экзамена и избрал для продолжения образования медицинский факультет Московского университета; окончил факультет в 1854 досрочно, для участия в Крымской войне. Во время войны служил военным врачом.
       С 1863 - на дипломатической службе.
       В 1871, как пишет И.Н.Смирнов, "с ним произошло событие, во многом перевернувшее сложившиеся, казалось, представления и взгляды на жизнь, собственное место в мире. Внезапно Леонтьев заболел. Недомогание столь остро переживалось Константином Николаевичем, что он впервые начал готовиться покинуть этот мир. ...В состоянии сильнейшего возбуждения, порожденного отчаянием перед безысходностью, Леонтьев обращается с молитвой к Богородице о спасении. Молит о выздоровлении и обещает принять монашеский постриг. Через два часа наступает облегчение" (Цит. по: К.Леонтьев. Избр. М., 1993. С.7).
       Леонтьев переживает глубокий духовный кризис. Им овладевает твердая решимость посвятить свою жизнь Богу. Леонтьев по нескольку месяцев живет в монастырях - Афона, Николо-Угрешской обители под Москвой, в Мещовском монастыре св.Георгия, в Оптиной пустыни (близ города Козельска). В последней он и поселился в марте 1887.
       В Оптиной пустыни 23 августа 1891 тяжело больной Леонтьев принял тайный постриг с именем Климента; он вступил на путь аскезы и бесповоротного отречения от мира. 30 августа, чтобы быть ближе к медицинской помощи, перебрался в Сергиев Посад. Но здесь его настигла очередная болезнь: он скончался от воспаления легких.
       Основная идея миросозерцания Леонтьев - необходимость и благость неравенства, контраста, разнообразия. Это идея и эстетическая, и биологическая, и социологическая, и моральная, и религиозная. Бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к смешению, к единообразию враждебно жизни и безбожно. Сам Бог хочет неравенства, контраста, разнообразия. Леонтьев открывает как бы предустановленную гармонию законов природы и законов эстетики, т.е. признает эстетический смысл природной жизни. Он считает, что идее развития в природе соответствует и основную мысль эстетики: единство в разнообразии, так называемая гармония, в сущности не только не исключающая борьбы и страданий, но даже требующая их.
       В прогресс, по мнению Леонтьев, надо верить, но не как в улучшение непременно, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической, не благодушной, все ожидающей какой-то весны. В целом процесс развития мыслился им как постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация, обособление; постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности; постепенное усложнение элементов сословных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление единства, так что высшая точка развития есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством.
       Леонтьев хочет найти не только форму органического развития общества, но и форму его наибольшего совершенства и высшего цветения. Бердяев писал о Леонтьеве, что тема судьбы культуры была им поставлена очень остро; он предвидел возможный декаданс культуры, многое сказал раньше Ницше, Гобино, Шпенглера. При столкновении эстетики с моралью Леонтьев отдает предпочтение эстетике. Он видел большую моральную высоту и правду в холодном объективизме, суровости, жестокости, чем в идее блата, человечества. Чистое добро некрасиво, говорил он; чтобы была красота в жизни, необходимо и зло, необходим контраст тьмы и света.
       Леонтьев ставил вопрос о возрасте России; ставил вопрос: цветет ли она? И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Но он верит в ее светлую будущность, хотя таковая и маловероятна. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска "Федеративной Европы". Россия сильна не народными славянскими началами (славянство, по Леонтьеву, термин без всякого культурного содержания, славянские народы жили и живут чужими началами; Леонтьев не верил и в народ), а византийскими. (См.: Г.Ф.Слесарева. "Философские науки" 1991. №11. С.107-114.)

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:35:06 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"