Леонов Леонид Максимович
|
Другие персоны с фамилией Леонов
Другие персоны с именем Леонид Кто родился в этот день 31.05 Кто родился в этот год 1899 |
[19(31).5.1899, Москва — 8.8.1994, Москва]
— прозаик, драматург, публицист.
Родился в семье известного поэта-суриковца Максима Горемыки (Максима Леоновича Леонова), мать —
Мария Петровна Петрова. Детство Леонова прошло в Москве в Зарядье, в купеческой лавке деда — Леона
Леоновича Леонова, который привил мальчику любовь к древнерусской и духовной литературе. Лето
Леонов проводил в с.Полухино Тарусского у. Калужской губ. Окончил Петровско-Мясницкое городское
училище (1909), 3-ю Московскую гимназию с серебряной медалью (1918). Гимназистом Леонов в каникулы
выезжал в Архангельск, куда по политическим мотивам был сослан его отец, работал в его газете
«Северное утро» корректором. В этой газете 4 июля 1915 появилось в печати первое стихотворение
Леонова «Вечером», а позднее заметки об общественной жизни, театральные и худож. рецензии. Ранние
стихи Леонова, по его собственному признанию, «детски меняющийся голос, первая проба голоса,
настройка лиры», были связаны с народнической и символистской эстетикой, во многом подражательны. В
гимназические годы Леонов пишет пасхальную сказку «Царь и Афоня», а впоследствии рассказы
«Профессор Иван Платоныч», «Сонная явь», «Тоска» и др.
После окончания гимназии уезжает к отцу в Архангельск, работает в газете «Северное утро», «Северный
день», знакомится с художником С.Писаховым, писателем Б.Шергиным. Встречи с «поэтами Севера»
открыли перед Леоновым мир русских преданий, нетронутой девственной природы, исконной былинной
Руси с ее поэзией и символикой. Когда город заняли белые, Леонов был мобилизован в артиллерийскую
школу прапорщиков. После освобождения Архангельска от белогвардейских войск и интервентов Леонов
работает в советской газете «Красная весть» редактором.
Осенью 1920 Леонов вступает добровольцем в Красную Армию и попадает в 15-ю Инзенскую стрелковую
дивизию, которая воевала на Юге России против Врангеля и штурмовала Перекоп. Леонов работает
редактором дивизионной газеты, где пишет заметки, агитационные призывы, фельетоны, стихи под
псевдонимами: Максим Лаптев, Лаптев, Лапоть, а также инициалами: Л., М. Л., М.Л-ов. «То была пора
гнева и предельной материальной скудости, но мы были богаче всех: неразменные червонцы юности
звенели в наших песнях»,— вспоминал писатель об этом времени.
В 1921 Леонов был откомандирован в Москву для поступления во ВХУТЕМАС, ибо ощущал тягу к
изобразительному искусству, лепке, резьбе по дереву. К этому времени относится неудачная попытка
поступить в Московский университет, где его «срезали» на Достоевском — любимом писателе, творчество
которого всегда являлось для Леонова истоком размышлений о России и национальном характере.
1922 сам писатель считал началом своей литературной деятельности. В этом году появился в печати в
альманахе «Шиповник» первый рассказ Леонова «Бурыга», заставивший всю литературную Москву
говорить о новом, неожиданном даровании. В эти же годы Леонов знакомится с художником и знатоком
древнерусской живописи И.С.Остроуховым, великолепным графиком; оформлявшим его первые книги,
В.Д.Фалилеевым, издателями И.Д.Сытиным и М.С.Сабашниковым. Дочь М.С.Сабашникова Татьяна
Михайловна в 1923 становится женой Леонова. Образованный слой старой московской интеллигенции
(Леонов называл их «великие старики») оказал большую поддержку молодому писателю.
Ранние рассказы писателя, созданные в духе символистской прозы, овеянные русской и восточной
экзотикой, изящно отделанные (писатель не раз возвращался к работе над ними), были ориентированы на
северную сказку, белозерские сказания, патерики, житийную литературу («Бурыга», «Гибель Егорушки»,
«Случай с Яковом Пигунком»), монгольский эпос («Туатамур»), персидскую касыду («Халиль»),
символистскую новеллу («Деревянная королева», «Бубновый валет»), жанр «игрушечных рассказов»
(«Валина кукла»). Несмотря на то что рассказы 1920-х носили литературный характер, были далеки от
реальности, представляя собой искусные стилизации, в основе которых лежали книжные и
народно-поэтические источники, в них обнаруживаются истоки будущих философских размышлений
писателя.
В конце 1923 в «Издательстве М. и С.Сабашниковых» вышли 2 первые книги Леонова: «Петушихинский
пролом» и «Деревянная королева»; «Бубновый валет»; «Валина кукла». Они были доброжелательно
встречены критикой, отмечавшей уникальность леоновского таланта, мастерство стилиста, хотя многие
из писавших подчеркивали ученический характер этих вещей и неясность мировоззренческих ориентиров:
«Леонов растерянно блуждает между вифлеемской звездой прошлого и прекрасным сполохом будущего»
(Смирнов Н. Известия. 1924. 17 авг.). В первых повестях Леонова «Петушихинский пролом» (1922), «Конец
мелкого человека» (1922), «Записи Ковякина» (1923) обрели свое художественное воплощение сложные
процессы первых послереволюционных лет. Главной особенностью этих произведений, сохранившейся и
впоследствии, было стремление писателя показать жизнь глазами тех, кто был в стороне от
революционного потока и, несмотря на свою «мелкость», незначительность, имел право на
существование.
Правнук крепостного, Леонов понимал революцию как воплощение крестьянской мечты о лучшей жизни и
вместе с тем ощущал сокрушительность происходящего «пролома», разрушившего основы традиционного
бытия. Анализ этого «пролома» со всем сложным комплексом противоречивых тенденций старого (не
всегда консервативного) и нового (не всегда прогрессивного) и является объективным фоном леоновского
творчества начиная с 1920-х.
Роман «Барсуки» (1924) вывел Леонова в первый ряд молодых русских прозаиков. Созданный по
классическим законам романного жанра, он был посвящен острейшей теме современности — крестьянскому
мятежу в деревне против советской власти (1920-21). Истоки этого мятежа Леонов видел не только в
репрессиях власти, увеличившей продразверстку до огромных размеров, но и в исторической неприязни
деревни к городу, своих внутренних деревенских противоречиях, спорах о земле, зависти и, что самое
главное, общей катастрофичности бытия, заряжающей ненавистью огромные массы людей. Образ народа
в этом романе был наиболее приближен к реальности, крестьянские характеры воссозданы с
психологической убедительностью, живописной индивидуализацией, яркостью, философской
многозначностью. Достоинства романа (умелая композиция, группировка характеров, пряный
метафорический язык) были отмечены критикой. Горький писал Леонов: «Сердечно благодарю Вас за
"Барсуков". Это очень хорошая книга: она глубоко волнует. Ни на одной из 300 ее страниц я не заметил, не
почувствовал той жалостной, красивой и лживой „выдумки", с которой у нас издавна принято писать о
деревне, о мужиках. В то же время Вы сумели насытить жуткую, горестную повесть Вашу той подлинной
выдумкой художника, которая позволяет читателю вникнуть в самую суть стихии, Вами изображаемой.
Эта книга — надолго» (Горький М. СС: в 30 т. Т.29. С.441).
Роман «Вор» (1927), задуманный в 1925 как «история из жизни воров и циркачей», проникнут иными
настроениями, написан в иной творческой манере. Трагедия главного героя Дмитрия Векшина (красный
командир, совершивший в Гражданскую войну бессмысленное убийство «белого» офицера и ставший в
годы нэпа главарем воровской шайки) представлена в романе в сложном фокусе критического отношения
автора и романтизированного отношения со стороны одного из героев — писателя Фирсова. Леонов в
романе «Вор» разработал сложную повествовательную форму («роман в романе»), благодаря которой
события получали двойное освещение: о них рассказывали автор и писатель Фирсов, создающий роман о
Мите Смурове, прототипом которого был Дмитрий Векшин. В романе разворачивался спор о судьбе и
предназначении человека в революционную эпоху. Одни герои говорят о поступательном движении
(«вперед и вверх»), другие сомневаются в прогрессе, предупреждая о том, что нет «окольной дорожки в
рай». Пафос романа выражен в словах Векшина: «Разбродную, бессмысленно текущую по равнинам
истории людскую гущу направить надо на общую, умную турбину и выплавить очищенную от дряни
великую человеческую силу. По ту сторону турбины и будет новый человек. А если обманет?» (Вор. М.;
Л., 1928. С.345). Леонов одним из первых в литературе того времени поднял вопрос о «блестинке»
наследия, о культурной преемственности, обеспечивающей духовную стойкость личности. Ориентация на
традицию Достоевского (проблема «преступления и наказания»), нота скептицизма в оценке «нового
человека», усложненная форма произведения вызвали гневные нападки критики. «В "Воре" у Леонова явно
отрицательное отношение к советской действительности эпохи нэпа и к политике большевиков, к
политике рабочего класса»,— писал В.Кирпотин в книге «Романы Леонида Леонова» (М.; Л., 1932. С.32).
М.Серебрянский утверждал, что в романе «нашли свое отражение троцкистские влияния и утверждения о
перерождении партии, о "страшном пути", на который якобы вступила революция» (цит. по: Советская
литература на новом этапе. М.; Л., 1934. С.42).
В 1920-е Леонова причисляли к писателям-«попутчикам», не усвоившим марксистское мировоззрение и не
вставшим на позиции пролетариата. И в этом смысле Леонов всегда попутчиком и оставался, ибо его
философское мышление никогда не ограничивалось классовыми интересами.
К «Вору» примыкают по тематике и стилистике повесть «Провинциальная история», написанная в 1927,
цикл деревенских рассказов, названный позже «Необыкновенные рассказы о мужиках» (1927— 28),
повесть «Белая ночь» (1928). К концу 1920-х Леонов пробует себя как драматург: его пьесы «Унтиловск»
(1927), «Провинциальная история» (1928), «Усмирение Бададошкина» (1929) привлекают внимание
московских театров.
В июне-июле 1927 Леонов путешествует по Европе (Берлин, Раппало, Венеция, Вена, Варшава), около 3
недель гостит у М.Горького в Сорренто.
В 1927-28 публикует несколько статей, посвященных М.Горькому.
В 1929 избирается сначала членом, позже председателем временного правления СП.
Весной 1930 совершает поездку по Средней Азии в составе бригады писателей (Н.Тихонов, В.Луговской,
Вс.Иванов, П.Павленко и др.), публикует очерк «Поездка в Маргиан», повесть «Саранча».
На рубеже 1930-х Леонов, как и многие другие писатели, охвачен идеей социалистического
переустройства страны, грандиозным пафосом индустриализации. В письме М.Горькому от 21 окт. 1930 он
писал: «...быть только художником — это значит писать очень (порою!) неприглядный пейзаж
действительности. Сейчас главное — хотеть, желать, делать что-то литературой» (ЛН. Т.70. С.257).
Романы Леонов 1930-х — «Соть» (1930), «Скутаревский» (1932), «Дорога на Океан» (1935) — отражали, по
словам самого писателя, «историю столкновения наступающей новизны с российской архаикой, историю
первой встречи машины с дремучими недрами». Однако Леонова интересовало не просто рождение новой
стройки, преодоление природной стихии, он размышлял о месте России в цивилизационном процессе, о
соотношении идеи «сотворения нового мира» с генетическим материалом — простым, «стихийным
человеком», обремененным грузом прошлого: утраченной верой, выродившейся в слепое поклонение
идолам, мещанским, заскорузлым чувством собственности, прогнившими устоями быта. Строители новой
жизни, коммунисты, несмотря на черты монументализма, наделены у Леонова многими противоречивыми
качествами, которые делали их далекими от принятой и утвержденной рапповской критикой схемы
положительного героя. «Битюг революции» Увадьев («Соть») малограмотен, плохо разбирается в технике
и экономике строительства, далек от реальных нужд простых людей, испытывает горькое одиночество и
оторванность от коллектива. Черимов («Скутаревский»), увлеченный своей научной и общественной
работой, не дает себе труда разобраться в метаниях профессора Скутаревского, спускающегося с высот
элитарной науки к людям. Курилов («Дорога на Океан») смертельно болен.
Произведения 1930-х отмечены высоким композиционным мастерством. Роман «Соть» построен на
контрасте: противопоставление строительства замшелому существованию отдаленного монашеского
скита, забытого и людьми, и Богом. «Скутаревский» представляет собой оригинальный тип «романа
воспитания», где в центре духовный и общественный поиск личности (подобно «Вору»). «Дорога на
Океан» — новый тип романа в творчестве Леонова. Повествование о герое — Курилове — перемежается
рядом вставных эпизодов, сюжетно не связанных с персонажами, а объединенных размышлениями автора
о будущем, о движении по «маршруту жизни» к Океану.
В авг. 1933 Леонов вместе с группой писателей выезжает на строительство Беломорско-Балтийского
канала им.Сталина. Однако в книге «Беломорско-Балтийский канал им. Сталина. История строительства»
(под ред. М.Горького, Л.Авербаха и др. М., 1934), где были собраны свидетельства писателей о
перековке «врагов народа», материал Леонова не появился.
В авг. 1934 Леонов выступает с речью на I съезде советских писателей, где высказывает главный
принцип творчества: «Поэт обязан быть философом. Философ не может не быть солдатом, готовым
ежесекундно защищать свою идею».
Конец 1930-х отмечен взлетом драматургического творчества Леонова: написаны пьесы «Скутаревский»
(1934), «Половчанские сады» (1938), «Волк» (1938), «Метель» (1939), «Обыкновенный человек» (1941).
Особое значение в творчестве этого периода занимает пьеса «Метель», где воссоздана атмосфера страха
и недоверия, характерная для жизни в стране в конце 1930-х. Огромный «ветровал», обрушивший на
Россию массовые репрессии, получил в пьесе образ страшной, вьюжной метели, которая губит в народе
все дееспособное и живое. Леонов изменил привычные для того времени представления о типе героев.
Пьеса не понравилась Сталину, и в критике был учинен разнос писателю. В сент. 1940 состоялось
разгромное обсуждение «Метели» на заседании секретариата СП СССР (см. об этом: Перхин В. Я хотел
сказать о праве на родину... // Москва. 1994. №9).
Во время Великой Отечественной войны Леонов оказался в эвакуации в г.Чистополь, занимался
драматургией и публицистикой, неоднократно выезжал на фронт в качестве корреспондента газетах
«Правда», «Известия». В пьесах «Нашествие» (1942) и «Ленушка» (1943) нашло свое отражение
символическое осмысление народного подвига и народного горя, причиненного войной. Сочетание
бытовой достоверности, символической выразительности, высокой трагедийной интонации ставило эти
произведения в разряд классических пьес о войне. Главная тема — созревание народного гнева и
ненависти — являлась сквозной и в публицистике Леонова. Повесть «Взятие Великошумска» (1944)
публиковалась на страницах «Правды». Она написана после поездки писателя на фронт в конце 1943.
Повесть, исполненная в монументальной былинной манере, посвящена танкистам, совершающим дерзкий
рейд в тыл врага, в процессе которого выявляется героизм советских людей, обессмертивших свое имя в
борьбе с фашизмом. Во время войны Леонов написал ряд киносценариев для «Боевых киносборников».
В 1945 Леонов в качестве корреспондента «Правды» присутствует на судебных процессах над
фашистскими палачами в Люнебурге и Нюрнберге (очерки «Когда заплачет Ирма», «Поездка в Дрезден»,
«Нюрнбергский змий» и др.). В леоновской публицистике присутствует глобальный масштаб: масштаб
Вселенной, человечества. Леонов рассматривает фашизм в исторической ретроспективе, выявляя пути, по
которым пойдет обновленное человечество. Уроки фашизма, по его мнению, должны способствовать
«повзрослению мира», ибо еще и сегодня «мы дышим частицами пепла и воплями жертв, растворенными в
воздухе Европы».
В янв. 1946 появляется в «Правде» статья Леонова о Сталине «Слово о первом депутате».
После войны Леонов пишет пьесу «Золотая карета» (1946) — наиболее символическую из всей
драматургии. Леонов обращает внимание на общее, философское содержание конфликта между героями
— патриотами и эгоистами-мещанами. Как отмечал в своих работах В.Ковалев, пьеса имеет 3 редакции: в
редакции 1946 преобладает акцент на историческом аспекте жизни после войны, в редакции 1955 — на
современных морально-психологических проблемах, в редакции 1964 Леонов устранил счастливую
развязку пьесы и вернулся к острому, трагическому финалу 1-й редакции.
В дек. 1947 в газете «Известия» опубликована статья «В защиту Друга», посвященная охране лесных
богатств России. Статья получила широкий отклик.
С 1950 по 1953 Леонов работает над романом «Русский лес» (1953). Разрабатывая основную тему романа,
Леонов досконально изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и совр.
дискуссии на эту тему. Однако смысл романа не исчерпывался «идеей постоянного лесопользования»,
через тему леса Леонов выходил к размышлениям об исторической судьбе России, об изменении русского
национального характера, об экологических проблемах, грозящих катастрофой всему человечеству.
Главный конфликт романа, воплощенный в образах ученых Вихрова и Грацианского, касался не только
проблем леса, а философской концепции жизни. Вихров отстаивал материалистическое понимание природы
вещей, демократический взгляд на мир с «обиженной улыбкой выходца из грубого крестьянского
сословия», идею общественного служения России. Грацианский стоял на позиции субъективного
идеализма, обрамленного философией Ницше и Штирнера и завуалированной фразеологией Маркса. Эти
образы вскрыли новый конфликт в обществе послевоенного периода — конфликт между трудом
творческим и псевдоработой, затемненной социалистической демагогией и наисовременнейшими
лозунгами. Открытием в «Русском лесе» стала и та «национальная координата жизни», которая, по
Леонову, должна определять результаты любой деятельности. Роман в жанровом отношении
приближается к «Дороге на Океан». Главы о настоящем (время действия — Великая Отечественная война)
чередуются с главами о прошлом (дореволюционная Россия). В результате этого сопоставления возникал
образ меняющегося, движущегося времени, в котором в определенных точках сходились линии
исторического развития. Стиль «Русского леса» временами обретает характер метафорически
оформленного философского текста, в котором в емком экспрессивном движении зафиксированы черты той
или иной эпохи. Эта особенность заставляла многих критиков говорить об отступлении писателя от
реализма вследствие «поглощения индивидуальной характеристики могучим и всеобъемлющим авторским
лиризмом», «превышения пределов абстракции» (Старикова Е.В. О стиле Леонида Леонова // Знамя. 1959.
№2). Роман вызвал бурную дискуссию в литературе и лесоводческой среде. Писателю предъявлялись
претензии за его вторжение в лесоводческие дела, за «слабость» и «пассивность» положительных героев,
«нереальность» отрицательных, «вычурность и тяжеловесность» стиля.
В конце 1950-60-х Леонов возвращается к некоторым своим произведениям предшествующих лет,
публикует новую редакцию романа «Вор» (1959), где усиливает мотивы вины в образе главного героя,
новую редакцию «Метели» (1963), «Золотой кареты» (1964), публикует кинопамфлет «Бегство мистера
Мак-Кинли» (1961), где воссоздается атмосфера ужаса, связанная с возможностью осуществления на
Земле ядерной войны. Завершает работу над емкой, изящной повестью «Evgenia Ivanovna» (1938-63),
посвященной судьбе невольной эмигрантки, так и не сумевшей «избавиться» от любви к родине.
В 1972 Леонов избран действительным членом АН СССР.
В 1994 выходит в свет последний роман писателя «Пирамида», над которым он работал с начала 1940-х.
Этот роман подводит итоги и собственному творчеству Леонова, и всей реалистической литературе XX в. В
нем с особой отчетливостью проявилось стремление Леонова совместить в своем творчестве научную
картину мира с теологической, воссоздать путь развития цивилизации, объяснить суть исторических
катаклизмов в России, «где во всевозможных рассечениях представлена человеческая душа». Роман овеян
трагическими предчувствиями, эсхатологическими настроениями, ощущением тревоги и грусти. Он сложен
для восприятия, ибо в нем много сюжетных линий, героев, принадлежащих как к миру реальности, так и
инфернальной действительности, много непростых ассоциаций, специальной (научной, мистической,
богословской) терминологии. Роман отмечен временными смещениями, сложными диалогами персонажей,
философскими размышлениями о прошлом и будущем человечества. Главный герой романа — священник,
отец Матвей — пытается заглянуть «по ту сторону Добра и света», еретически размышляет о том, чему
можно только верить, поэтому терпит всяческие бедствия как от персонифицированных представителей
зла на земле (коммунистов), так и от сатанинских сил, воплощенных в образе Шатаницкого. Леонов ставит
перед читателями сложные вопросы: почему с такой легкостью русский народ отошел от Бога, в
результате чего свершились все катастрофы на его пути? Какой «порочный ген» заставил Россию
поменять веру на социальные догмы, Бога — на посланцев преисподней? Главный акцент автор ставит на
особых сторонах национального характера — стремлении к познанию, к самопознанию, спору с самим
собой, непредсказуемости, мистике, тайне. Жанр «Пирамиды» («роман-наваждение») аккумулирует
принципы реалистической и символистской эстетики, обнаруживая возможности перехода повествования
из реального пласта жизни в ирреальный.
Леонов в литературе XX в. занимает место художника-философа. В его творчестве существует комплекс
постоянных философских идей, сквозь которые рассматривается судьба родины и человека. Эти
философские идеи создают особую ауру в его произведениях, образуя своеобразную философскую
реальность, которая корректирует, а временами противостоит господствующим в обществе
мировоззренческим установкам. Если в советском обществе насаждалась идея поступательного движения
к светлому будущему, то Леонов обращал внимание на сложности этого пути, трагические провалы,
возвращения вспять, топтание на месте. Если утверждалась идея «переделки и покорения природы», то
Леонов отстаивал мысль о разумном пользовании, сохранении экологической чистоты. Если в
общественном сознании добивались приоритета идеи ускорения технического прогресса, то Леонов
предупреждал о том, что любая «песчинка», попавшая по неосторожности в этот механизм, может
взорвать и уничтожить цивилизацию. Леонов отстаивал идею культурной и гуманистической цельности
человечества, предупреждая о том, что процессы культуры должны находиться в определенном балансе с
процессами цивилизационного развития. Леонов видел в жизни иерархию, обусловленную биологическим,
культурным и нравственным потенциалом каждого человека, развитие и сохранение которого и
составляет смысл прогресса.
Художественная система Леонов сложна, затейлива, зашифрована. События современности, которые
анализирует писатель, включены в мощный поток традиций, реминисценций, аллюзий, позволяющих
непосредственно ощутить постоянство проблем, мучающих человечество, и новые исторические пути их
Отец - Леонов Максим Леонович [25.08.1872-01.03.1929] - поэт, журналист, общественный деятель
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх