AZ-libr.ру

информационный портал





Лекторский Владислав Александрович
[23.08.1932]

  Другие персоны с фамилией Лекторский
Другие персоны с именем Владислав
Кто родился в этот день 23.08
Кто родился в этот год 1932

       - специалист по теории познания и философии науки: доктор философских наук, профессор
       Род. в Москве.
       Окончил философский факультет МГУ (1955), аспирантуру ИФ АН СССР (1959).
       С 1959 - в ИФ АН СССР (ныне РАН):
       с 1969 - заведующий сектором теории познания,
       с 1992 - заведующиий Центром эпистемологии,
       с 1998 - заведующий отделом эпистемологии и логики.
       С 1988 - главным редактором журнала "ВФ".
       Член-корреспондент РАН, академик Российской академии образования.
       В 1988-1998 председатель экспертного совета по философии и социологии ВАК РФ.
       С 1988 - член совета Директоров Международной федерации философских обществ.
       В 1993-1998 - вице-президент этой федерации.
       С 2000 член Международного института философии (Париж).
       С 1988 член руководства Международного общества по исследованию культуры и теории деятельности. Асессор Международного союза по логике, методологии и философии науки (1991-1995).
       С 1995 член Центра по философии науки университета Питтсбурга (США).
       Под редакцией Лекторского изданы коллективной монографии: "Философия. Методология. Наука". М., 1972; "Гносеология в системе философского мировоззрения". М., 1983; "Деятельность: теория, методология, проблемы". М., 1990; "Теория познания" в 4 томах (соред.). М., 1991-1993; "Исторические типы рациональности". Т.1, М., 1995; "Идеал, утопия и критическая рефлексия". М., 1996; "Рациональность на перепутье". T.l. М., 2000.
       Лекторский - редактор-составитель книги "Философия не кончается" (о развитии отечественной философии в 20-80-е гг. XX столетия) в 2 т. М.,1999.
       В трудах Лекторского развивается концепция деятельностного и культурно-исторического анализа познания. В этой связи дается критика натуралистической интерпретации познания, вводится понятие "предмета-посредника" (в различных формах, вплоть до разнообразных знаково-символических систем) и обосновывается идея о специфически социально-культурной опосредствованности как особенности познавательной деятельности (в отличие от простой информации).
       Лекторский развил идею о взаимосвязи сознания внешнего объекта и самосознания субъекта в разнообразных формах, начиная от "неявного знания" себя и кончая развернутыми формами рефлексии над собой и продуктами собственной деятельности (и на разных уровнях знания: перцепция, мышление, теоретическое знание). В этой связи специальному анализу было подвергнуто понятие рефлексии, выделена субъективная рефлексия (относящаяся к сознанию индивидуального субъекта) и рефлексия объективная (относящаяся к объективированным формам знания) и показана взаимосвязь осмысления и преобразования объекта в ходе рефлексивной деятельности.
       Лекторский исследовал взаимосвязь обоснования и развития знания в процессе рефлексии над научными теориями. В его работах дан анализ той интерпретации рефлексии, которая сложилась в классической западноевропейской философии и которая во многом определяла специфику этой формы философствования в целом (рефлексия как полнота знания о субъекте, как "прозрачность" субъекта для самого себя и как эксплицирование всех предпосылок объективированных форм знания), показана ограниченность такого понимания и обоснована идея о взаимосвязи и взаимопереходах рефлективных и нерефлективных измерений познавательной деятельности, рассмотрена теория познания как особый вид рефлексии над знанием, сформулирована идея о включении эпистемологического образа науки в реальный познавательный процесс, проанализированы разные способы этого включения.
       В своих "мета-эпистемологическоих" исследованиях Лекторский изучил разные подходы к разработке теории познания (психологизм, антипсихологизм, нормативизм, дескриптивизм, натурализм, социологизм) и развил социокультурную интерпретацию эпистемологии, опирающуюся на анализ истории науки, истории культуры и социально-культурно интерпретированной психологии. Важную роль в концепции Лекторского играет идея о существовании двух типов субъектов: индивидуального и разных форм коллективных субъектов, отношения между которыми могут меняться.
       Лекторский известен также как специалист по философии психологии. Он исследовал философские предпосылки психологической теории деятельности, культурно-исторической теории Л.Выготского и генетической эпистемологии Пиаже и раскрыл их связь с общими эпистемологич. проблемами.
       В последнее время Лекторский критически исследует некоторые догматические стереотипы отечественных исследований в области теории познания (теория отражения, понятие ощущения, восприятия, чувственного познания, сознания и самосознания, разделение субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений и др.). Он делает попытку пересмотреть ряд традиционных проблем и принципов классической эпистемологии (проблема "Я", "внутреннее" и "внешнее", субъективное пережртание, сознание и деятельность, сознание и бессознательное и другое) в неклассическом ключе, используя коммуникационный подход. Вместе с тем он выявляет связь современных проблем эпистемологии с рядом актуальных проблем социальной философии, философии культуры: гуманизм, толерантность, плюрализм, критицизм, рациональная дискуссия, судьбы рациональности в современной культуре, вера и знание, типы реальности и виды знания и др.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:34:04 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"