Лейбин Валерий Моисеевич
|
Другие персоны с фамилией Лейбин
Другие персоны с именем Валерий Кто родился в этот день 08.03 Кто родился в этот год 1942 |
- специалист в области истории философии, психологии и философии антропологии; доктор философских наук, профессор
Род. в с.Хмелевка Зуевского р-на Кировской обл.
Окончил философский факультет ЛГУ (1969), аспирантуру ИФ АН СССР (1972).
С 1974 - младший научный сотрудник ИНИОН,
с 1977 - младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник ИСИ. Заведующий кафедрой глобалистики, системологии и философской антропологии философский факультета университета РАО, профессор кафедры теории и метапсихологии Института психоанализа.
Докторская диссертация - "Психоанализ и американский неофрейдизм (историко-философский анализ фрейдизма)" (1981).
Соредактор и соавтор коллективной монографии "Моделирование процессов мирового развития и сотрудничества" (М., 1991). Составитель книги: "Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль" (М., 1994), "З.Фрейд. Сон и сновидения" (М., 1997), автор ряда статей, включенных в "Словарь по этике" (М., 1977, 1981), "Философский словарь" (М., 1980), "Словарь по эстетике" (М., 1988), "Современная западная философия. Словарь" (М., 1991), "Психоанализ. Популярная энциклопедия" (М., 1998).
Лейбин исследует проблемы человека и культуры, психоанализа личности и общества, глобального моделирования и экологической этики, эволюции Римского клуба и социокультурных последствий компьютеризации мира. В его работах предлагается нетрадиционное видение истории возникновения психоанализа. На основе исследования взаимосвязей между философией и психоанализом Лейбин приходит к выводу, что философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре, что в своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, воздействующую на интеллектуальную мысль XX в. В контексте исследования восприятия студентами психоаналитических идей Лейбина выявляет специфику российского менталитета, проявляющуюся в формировании на бессознательном уровне установки на включение в шкалу жизненных ценностей социального Эдипа, затрудняющего сознание индивидуально-личностных влечений в рамках семейного треугольника отец-ребенок-мать.
Вопреки распространенному мнению о непристойности отцеубийства и инцеста, Лейбин показал, что эти две составляющие Эдипова комплекса являются действенными у студентов на уровне их сновидений и фантазий, а в ряде случаев - в их реальной жизни. Он выдвинул идею, согласно которой самоанализ, связанный с осознанием своего собственного отношения к Эдипову комплексу,- это одна из реальных возможностей прорыва через стереотипы социального Эдипа к внутриличностному состоянию свободы, предполагающему открытость к самому себе, сопричастность с другими людьми и ответственность за свои помыслы, фантазии, деяния.
В области глобального моделирования и экологической этики Лейбин разработал типологию мировоззренческой ориентации в оценке будущего. Им развита идея, согласно которой самоподчинение моральному долгу и самоограничение в процессе развертывания человеческой деятельности есть важные императивы экологической этики, признание и усвоение которых является составной частью развития экологии духа и культуры. Переосмысливая принцип критического рационализма К.Поппера, Лейбин считает, что за основу исследования человека, общества и культуры можно принять принцип критического иррационализма, в соответствии с которыми рациональная вера в разум (К.Погшер) дополняется иррациональной верой в добро, благо, создавая тем самым необходимые предпосылки для перехода от эпистемологии к этике.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх