Левитанский Юрий Давидович
|
Другие персоны с фамилией Левитанский
Другие персоны с именем Юрий Кто родился в этот день 22.01 Кто родился в этот год 1922 |
[22.1.1922, г.Козелец Черниговской обл.— 25.1.1996, Москва]
— поэт, переводчик.
Родился в семье служащих; первые годы жизни прошли в Киеве, куда переехала семья; во второй
половине 1920-х родители переезжают в г.Сталино (ныне г.Донецк), где прошли школьные годы
Левитанского. Здесь, будучи семиклассником, он опубликовал свои первые стихи; в последующие годы
печатался в газете «Социалистический Донбасс» и «Сталинский рабочий».
В 1939 Левитанский поступил в МИФЛИ, а с 3-го курса института сразу после начала Великой
Отечественной войны добровольцем ушел на фронт.
В нояб. 1941 участвовал в обороне Москвы, позднее — в боях на Орловско-Курской дуге, освобождал от
фашистов Украину, Бессарабию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, дошел до Праги. Участвовал в войне
с Японией на территории Северо-Восточного Китая. Начав войну рядовым (был вместе со своим другом
С.Гудзенко пулеметчиком), дослужился до лейтенанта, командовал мотострелковым отделением, был
корреспондентом дивизионной газете, с 1942 — газете 53-й армии «Родина зовет». В армейской печати
публиковал стихи, очерки, сатирические произведения.
С 1943 Левитанский печатается в центральных периодических изданиях— в журнале «Смена», «Знамя»,
«Советский воин», «Огонек», «Сибирские огни», «Советская женщина», «Дальний Восток» и др.
После войны Левитанский жил в Иркутске, где до июня 1947 работал специальным корреспондентом
газеты Восточно-Сибирского военного округа «Советский боец», а после демобилизации — заведующим
литературной частью местного Театра музыкальной комедии. В Иркутске выходят сборники стихов
Левитанский: «Солдатская дорога» (1948), «Встреча с Москвой» (1949), «Самое дорогое: Стихи в защиту
детей» (1951) и «Листья летят» (1956).
В 1952 в Новосибирске выходит сб. «Утро нового года», а в Москве — «Наши дни».
В 1955 Левитанский возвращается в Москву, поступает на Высшие литературные курсы (окончил в 1957). В
столице выходят книга стихов Левитанского «Стороны света» (1959), «Земное небо» (1963),
«Кинематограф» (1970), «От Мая до Мая» (1975), «День такой-то» (1976), «Сюжет с вариантами» (1978),
«Письма Катерине, или Прогулка с Фаустом» (1981), «Сон о дороге» (1989), «Белые стихи» (1991) и др.
Главная проблема, которую решает Левитанский в своей поэзии, лирической и реалистической по
преимуществу, это проблема взаимосвязи и взаимодействия человека с конкретным историческим
временем. Прежде всего, поэт стремится выяснить, как и при каких условиях время способствует
духовно-нравственному, гражданскому и эстетическому росту человека, его превращению в личность, в
микрокосм истории, в ее неотъемлемый и активно действующий субъект. Эту проблему Левитанский
рассматривает не умозрительно и не эпически, не на примере других людей, а лирически, на поэтическом
постижении смысла своей жизни, своего внутреннего роста, происходившего под воздействием
исторических событий, участником или просто современником которых был он сам. На пробуждение
личностного и творческого начала у Левитанского и людей его поколения огромное влияние оказало их
участие в Великой Отечественной войне. Левитанский не рассказывает, как он воевал, не описывает
фронтовую жизнь, а стремится понять, вспоминая войну, как это время воздействовало на его внутренний
рост, а для сравнения — и на его товарищей («В ожидании дел невиданных...», «Синяя лампочка», «Птицы
в Кишиневе», «Как я спал на войне...», «Трубач», «Мое поколение» и других). Много позднее, в
стихотворении «Ну что с того, что я там был...» из книги «Белые стихи» (1991), свое восприятие войны он
выразил парадоксальным афоризмом: «Я не участвую в войне — / она участвует во мне». Это значит:
великая война оказала глубинное и решающее влияние на его личностное восприятие исторического
времени, в свете которого все в человеческой жизни (личная судьба, рост человека как личности, худож.
слово и искусство в целом, даже восприятие природы) оказалось внутренне связанным с конкретным
историческим временем, несущим на себе его глубокий (а не только внешний) отпечаток. Это
своеобразный глобальный панисторизм, который, определяя развитие личности и ее мировосприятия,
отнюдь не обладает свойством жесткого детерминизма, фатума или неотвратимого рока, подчиняющих
себе человека, делающих его рабом хода истории, исторических обстоятельств.
Глобальный панисторизм Левитанского нацелен на выявление в человеке личностного, свободного,
творческого, духовно-нравственного начала, способного противостоять слепому ходу истории, оказывать
хотя бы минимальное влияние на его развитие и не подчиняться полностью его железному детерминизму и
роковой неотвратимости. Быть такой активной личностью, дееспособной частицей истории и мироздания,
или не быть — зависит не столько от исторических обстоятельств, сколько от самого человека, от его
личностных качеств, приобретенных во взаимодействии со временем. Левитанский не пишет
драматических поэм, не показывает в образах людей и сюжетных коллизиях трагической сути этого
взаимодействия между человеком и временем, а только поэтически осмысляет, как оно сказалось на его
собственном мировосприятии и на его личной судьбе, а также на изменении характера самой истории («Мое
воскресение», «Время, бесстрашный художник...», «Сон о рояле» и др.). При этом с наступлением зрелости
Левитанского стремился все больше смотреть на свое внутреннее развитие, на свое личностное
становление под влиянием истории отстраненно, как бы со стороны, эпически объективно. Такого
цельного и панорамного взгляда на самого себя и на свою роль в истории Левитанский достигает в книге
стихов «Кинематограф» (1970) и развивает его в книгах стихов «День такой-то» (1976), «Сюжет с
вариантами: Книга пародий в двух частях с предисловием и послесловием автора» (1978), «Письма
Катерине, или Прогулка с Фаустом» (1981) и «Белые стихи» (1991). Если до «Кинематографа» Левитанский
издавал сборник стихов, то начиная с «Кинематографа» он выпускает книги стихов, в жанровом смысле
этих слов, этого наименования. В отличие от сборника, книга стихов — это особый поэтический жанр, в
котором есть своя тема и идея, свой (как правило, лирический) сюжет и композиция. Цельность книги
стихов Левитанского подчеркивает прологом к ней (предисл.) и эпилогом (послесл.). Книги стихов
Левитанского по их внутренней структуре, масштабности содержания и объему родственны жанру
лирико-повествовательной поэмы.
Глобальный левитанский панисторизм, лежащий в основании всего творчества поэта, сказался не только в
его восприятии современной ему истории, участником и свидетелем которой был он сам, но и в восприятии
природы («Птицы в Кишиневе», «Снег этого года», «Как показать весну» и др.), в восприятии прошлого,
особенно в восприятии литературы и культуры прошлого, а также в историческом понимании корней
поэтического слова («Откуда вы приходите, слова...»). Для восприятия Левитанского художественного
наследия показательно стихотворение «Элегия», в котором он рассказывает о восприятии им
произведения своего любимого писателя — «Вишневого сада» Чехова. Прошлое здесь, как чаще всего и в
других стихотворениях Левитанский, оживает во сне и таким образом входит в его сознание, сливается с
его сегодняшними переживаниями и размышлениями, придавая им историческую глубину: «Тихо. Сумерки.
Бабье лето. / Четкий, частый, щемящий звук — / будто дерево рубят где-то. / Я засыпаю под этот звук. /
Сон происходит в минувшем веке. / Звук этот слышится век назад. / Ходят веселые дровосеки, / рубят,
рубят вишневый сад». Разумом поэт понимает, что дровосеки правы и что вишневые деревья обречены, но
его чувства не согласны ни с этой деловой (деляческой) правотой, ни с обреченностью красоты вишневого
сада: «Но птица вскрикнула, ветка хрустнула, / и в медленном угасанье дня / что-то вдруг
старомодно-грустное, / как дождь, пронизывает меня. / Ну, полно, мне-то что быть в обиде! / Я
посторонний. Я ни при чем. / Рубите вишневый сад! Рубите! / Он исторически обречен. / Вздор —
сантименты! Они тут лишни. / А ну, еще разик! Еще разок! / ...И снова снятся мне вишни, вишни, /
красный-красный вишневый сок».
Свою философию памяти как чувства исторического и глубоко личностного Левитанского изложил в
стихотворном триптихе «Память» из книги «Письма Катерине, или Прогулка с Фаустом». В первом
стихотворении, говорится о «бездне памяти», которая подобна «расширяющейся Вселенной»; это
«бездна» исторической памяти, которая постоянно пополняется памятью о прошедших, чаще всего
горестных и трагических, событиях и переживаниях. Во втором стих, речь идет о «небе памяти»,
обращенном в будущее, которое становится «с годами все идилличнее», в котором «забывается слишком
пасмурное и черное, / уступая место солнечному и светлому»: «Словно тихим осенним светом душа
наполнилась, / и, как сон, ее омывает теченье теплое. / И не то чтобы все дурное уже не помнилось, /
просто чаще припоминается что-то доброе. / Это странное и могучее свойство памяти, / порожденное
зрелым опытом, а не робостью — / постепенно воспоминанья взрывоопасные / то забавной, а то смешной
вытеснять подробностью. / И все чаще мы, оставляя как бы за скобками / и беду и боль, и мучения все и
тяготы, / вспоминаем уже не лес, побитый осколками, / а какие там летом сладкие были ягоды».
Во второй части триптиха Левитанский размышляет, в сущности, о неписаном, но с древних времен
интуитивно чувствуемом, особенно поэтами и философами, законе сохранения и умножения духовных и
эстетических ценностей и идеалов, необходимых человечеству для его развития и
самосовершенствования на трудных, чаще всего трагических, путях в будущее. Так, из истории
христианства люди хранят не столько память о крестовых походах и церковной инквизиции, сколько об
учении Христа, оказавшем и продолжающем оказывать громадное воздействие на духовное и
культурно-эстетическое развитие человечества.
Однако, помня и ценя, даже идеализируя все положительное в историческом прошлом, глядя в «небо
памяти», нельзя совсем забывать о трагическом в «бездне памяти», ибо, как пишет Левитанский в
заключительной части триптиха, «небо памяти, идиллический луг с ромашками, / над которым сияет
солнце и птица кружится... / от первого же движенья неосторожного / сразу вдребезги разлетается все и
рушится».
Левитанский известен как мастер литературной пародии, как переводчик стихов поэтов Армении,
Молдавии, Литвы, Латвии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Румынии, Польши и др. стран, как
противник чеченской войны. Получая в 1995 Государственную премию России, он потребовал остановить
войну в Чечне. А умер он от сердечного приступа на собрании, обсуждая трагедию этой войны.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх