| 
Лебедев Василий Алексеевич  
 | 
| Другие персоны с фамилией Лебедев Другие персоны с именем Василий Кто родился в этот день 10.01 Кто родился в этот год 1934 | 
      
[10.1.1934, д. Еваново Калининской обл.— 27.11.1981, Ленинград]  
      
— прозаик. 
      
Родился в крестьянской многодетной семье, рано потерял родителей (мать умерла в 1940, отец погиб в 
1943 под Смоленском). Опекуном будущего писателя стала его старшая сестра. Вслед за нею в 1949 после 
окончания 7 классов школы Лебедев отправился в Ленинград, где устроился на работу учеником повара. В 
этом качестве достиг значительных успехов: в 1952 в числе других поваров был послан на обслуживание 
летних Олимпийских игр в Финляндию. Эта поездка послужила импульсом к созданию одной из ранних 
повестей Лебедев — «Жизнь прожить» (1968), о судьбе русского крестьянина Ивана Обручева, 
оказавшегося в Финляндии после Кронштадтского мятежа и прожившего вдали от родины почти 20 лет. 
      
Впоследствии Лебедев сменил множество профессий: был инструктором физкультуры в спортивном 
обществе «Буревестник», гвоздильщиком на заводе «Сатурн», грузчиком, учителем в сельской школе. 
Одновременно окончил вечернее отделение филологического факультета ЛГУ по специальности «Русский 
язык и литература». 
      
Печататься начал в конце 1950-х, опубликовав несколько лирических стих, в районных газетах. Первый 
рассказ («Ильин и Ганька», 1963) появился в журнале «Звезда» при содействии писателя В.Курочкина. 
Формирование творческой индивидуальности было ознаменовано сближением Лебедева с творческими 
принципами т.н. деревенской прозы, с которой в последующие десятилетия художник был связан не 
столько единством тематики, сколько духовной общностью, заинтересованностью и глубокой 
озабоченностью проблемами национальной жизни. В произведениях на деревенскую тему (сб.: «Маков 
цвет», 1969; «Кормильцы», 1977; «Хлебозоры», 1979) Лебедев писал о трагическом разрыве совр. 
крестьянина с традиционным укладом русской деревни. Своего рода доминантой рассказов и повестей 
Лебедев конца 1970-х стал мотив конца света, который в исторической прозе писателя постепенно 
трансформировался в более емкий мотив духовной и национальной разрозненности русского народа, 
причину которой и пытался понять писатель. 
      
Материалом для первого исторического романа Лебедев «Обреченная воля» (1975) послужили события 
начала XVIII в.— восстание казаков на Дону под предводительством Кондратия Булавина. Особенность 
романа проявилась в том, что повествование не стало исторической хроникой (как, например, в 
произведениях Н.Задонского или Д.Петрова-Бирюка на ту же тему), не было оно посвящено и личности 
вождя (как у В.Буганова), а раскрывало философию событий, логику развития национальной истории. В 
интерпретации Лебедева трагизм восстания Булавина объясним не социальными причинами (традиционный 
аспект данной темы), а особенностями духовного склада национального характера, духовной «леностью» 
и «дремотностью» русского народа. Эта идея стала ядром многообразно варьируемого в романе 
библейского мотива «и восстанет брат на брата», свидетельствуя о глубине и неоднозначности 
нравственно-философской трактовки Лебедевым событий отдаленного прошлого. Заявленный в прозе о 
современности и в романе «Обреченная воля» мотив национальной и духовной разрозненности русского 
народа нашел свое завершение в романе «Искупление» (1980), посвященном битве русского воинства на 
Куликовом поле. Идея искупления, вынесенная в заглавие, стала знаком, под которым развивалось все 
повествование. Искупление прочитывается в романе и как избавление от татаро-монгольского ига, и как 
искупление грехов «вероотступничества, братопредания, небрежения земли своей». Идея национального, 
шире — общенародного единения представлена на всех уровнях социально-политической иерархии 
средневекового Русского государства: Дмитрий (княжеская власть) — Сергий (церковная власть) — 
Лагута (народ). Художественная символика романа сводит все нити исторического повествования 
воедино: идея божественного мироустройства становится определяющей поэтической метафорой. Борьба 
русских княжеств с татаро-монголами воспринимается вариантом извечной борьбы добра и зла, духа и 
плоти, света и тьмы. 
      
Историческая романистика художника свидетельствует о большом потенциале автора в осмыслении 
важнейших конфликтов истории и современности. С углублением в историческую тематику насущные 
проблемы современности не только не уходили из поля зрения писателя, но их восприятие 
активизировалось. Проблемы духовного разлада, национальной разрозненности, заявленные писателем в 
прозе о современности, в рамках исторического контекста драматизировались и обострялись, т.к. 
историческая ретроспектива обнажала не только сиюминутный смысл, но и исторические итоги и 
последствия их проявления. Тема искупления как сквозной лейтмотив произведений Лебедева составила 
этическую доминанту его творчества в целом. 
      
Трагическая гибель (Лебедев погиб в автомобильной катастрофе) помешала воплощению последующих 
замыслов художника. В начале 1980-х Лебедев начинал работу над романом об Андрее Курбском, 
обдумывал роман о послевоенном времени «Рябиновый год», готовил к печати повесть «Стройбат».
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх