Лапшин Виктор Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Лапшин
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 27.02 Кто родился в этот год 1944 |
[27.2.1944, г. Галич Ярославской (ныне Костромской) обл.]
— поэт.
Отец работал шофером на лесовозе, мать — бухгалтером в государственном банке.
В 1961, окончив среднюю школу, Лапшин поступил на историко-филологический факультет Костромского
педагогического института, из которого после 3-летней армейской службы перевелся в Вологодский.
Однако, не чувствуя призвания к педагогической деятельности, образования не закончил.
С раннего детства Лапшин проявлял интерес к поэзии Тютчева, Блока, Баратынского. С 12 лет начал
писать стихи; первая публикация — стихотворение «На границе» в галичской газете «Северный
колхозник» (1958. 23 февр.). Начало серьезной творческой деятельности — в Вологде в 1967.
Впечатлительность и чрезвычайная восприимчивость к русской природе и истории, способность
восхищаться красотой мира и выражать в слове его многообразие, признание множества авторитетов и
при этом отсутствие подражательности — все эти качества открыли Лапшину дорогу в поэзию.
Его первым стихам дал положительную оценку Н.Рубцов: «В.Лапшину особенно свойственно стремление
обо всем говорить теми образами, которые создаются путем сравнений, метафор, гипербол. Здесь он
нередко достигает впечатляющей силы и запоминаемости. Взять хотя бы такие строчки из разных
стихотворений: "...Зажгут рябины / По дорогам красный свет". Или: "Вслед им дерево помашет / Старой
шапкою гнезда". Это сказано об улетающих птицах» (Рубцов Н.— С.110). Первый сборник Лапшина «На
родных ветрах» появился в 1979, но в полной мере художественный мир поэта предстал в книге «Поздняя
весна» (1985). В.Кожинов во вступтьельной статье охарактеризовал поэзию Лапшина как «новое явление
в искусстве», отметив, что его лирика отличается «предметной пластикой воссоздания жизни»:
«Предельная подчас обобщенность образа, присущая многим произведениям Виктора Лапшина,
обусловлена вовсе не его „неумением" воссоздать, воплотить в поэтическом слове жизненную реальность,
а сознательным устремленьем к обнаженно мыслящей, в прямом значении слова философской, или столь же
открыто исповедальной лирике» (Кожинов В. Об этой книге. С.3). Раздумья автора — его боль «за всех —
и ради всех»: «Страшусь — и верую упорно, / Что поделиться незазорно / Сердечной думой. Знаю я: /
Зачахнет тайное под спудом; / Пускай не станет слово чудом, / Но будет эхом бытия» («Мой друг! Мой
брат! Такое дело...»).
В.Кожинов констатирует возрождение в творчестве Лапшина исповедального жанра: «Если непредвзято и
внимательно вслушаться в его, казалось бы, чисто "риторические" стихи <...>, нельзя не ощутить в них
живую и властную лирическую энергию, рвущуюся из глубины духа волю поэта. И нужно понять, что сама
эта поэтическая воля и есть весомое порождение и выражение реальной современной жизни. Прямое
воплощение этой поэтической воли в мысли и исповеди являет собой на сегодняшнем этапе развития
лирики, как представляется, едва ли не более существенную и необходимую задачу, чем сотворение
пластичных лирических образов» (Кожинов В. Об этой книге. С.4). Стремление найти личный,
исповедальный голос обусловливает обращение поэта к фольклорным мотивам и формам. За «Поздней
весной» последовали сборники «Воля» (1986), «Желание» (1988), «Дума-даль» (1989) (получившая
мифологическую глубину благодаря стихам, написанным в форме народных баллад), «Мир нетленный»
(1989). Как отметил М.Базанков, стихотворения, опубликованные в этих книгах, «близки лучшим образцам
гражданской лирики»: «В напряженности, недосказанности этой поэзии таится загадка, которую каждый
волен в силу своих возможностей отгадывать сегодня или завтра, нынче или когда-нибудь позднее. Одни
пойдут далью думы, другие поиском любви и верности, третьи остановятся, чтобы понять собственное
самочувствие в соприкосновении с другими судьбами, а кто-то и отмахнется, не принимая такой способ
поэтического исследования жизни и выражения чувств, усомнится в предвиденьях поэта, не примет
жесткой категоричности некоторых стихов. Поэт это предвидит, зная что "обнаженность нерва" и "гордая
державность" («Так будет») ныне не услаждают слух, насаждающих иные нравственные ориентиры. Но
решительно идет он на трудный диалог, стремясь сочувственно и строго понять каждого собеседника»
(Базанков М.— С.6).
В 1994 выходит сборник Лапшина «Кольцо», включающий произведения 1974-94. Поэт развивает здесь
свои основные темы, находя новые образы; «лучи его жизненных тревог охватывают все более широкое
пространство. Многовековая стихия русского слова, из которой произрастает поэтическое
самовыражение, чувствуется прочной основой самобытной поэзии — любовной, философской и
гражданской лирики» (Базанков М.— С.6).
Кроме отдельных изданий, подборки стихов Лапшина печатаются в журнале «Наш современник»,
«Москва», «Огонек», «Литературная учеба», «Лепта», «Волга», в различных поэтических сборниках и в
местной печати.
Лапшин занимался переводами дагестанских, абхазских, азербайджанских поэтов. Лауреат премии им.
Ф.И.Тютчева (1986), еженедельника «Литературная Россия», нескольких годовых журнальных премий.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх