Ламанский Владимир Иванович
|
Другие персоны с фамилией Ламанский
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 08.07 Кто родился в этот год 1833 |
- историк-славист, один из первых русских геополитиков, создатель исторической школы русских славистов, отстаивавшей славянофильские и панславистские идеи.
Род. в Петербурге, в знатной дворянской семье.
Обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета.
По окончании университета служил в Губернском правлении, Публичной библиотеке, Государственном архиве Министерства иностранных дел.
Магистерская диссертация - "О славянах в Малой Азии, Африке и Испании" (1860),
Докторская диссертация - "Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе" (1871).
Был доцент, затем профессор Петербургского университета по кафедре славянской филологии.
С 1890 - заслуженный профессор
Преподавал также в Духовной академии и Академии Генерального штаба.
В 1899 избран ординарным академиком АН.
Долгое время Ламанский работал в Русском географическом обществе как секретарь, а затем председатель этнографического отделения. Основал журнал "Живая старина" (1890), редактором которого был до 1912.
Ламанский - видный деятель русского общественного движения в поддержку славянских народов, один из организаторов Славянского съезда в Москве (1867), Петербургского отделения Московского славянского комитета, преобразованного в 1876 в Славянское благотворительное общество. Начиная с вызвавшей общественный резонанс статьи в "Современнике" "О распространении знаний в России" (1857), Ламанский своими трудами стремился способствовать развитию "самопознания и самосознания русского народа".
Ламанский понимал славянство как единый целостный организм, особый социокультурный мир. Исходя из этого, уже в докторской диссертации (1871) он выдвинул теорию о греко-славянском мире как объекте самостоятельного исторического изучения, подверг резкой критике воззрения западноевропейских, прежде всего немецких, ученых на славянство и Россию как нечто низшее сравнительно с романо-германскими народами, предсказал "близкую борьбу России с новой Германской империей, когда последняя благополучно окончит свои дела на Романском Западе". Развернутое обоснование панславистские геополитического воззрения Ламанского получили в трактате "Три мира Азийско-Европейского материка" (1892) - о германо-романском, греко-славянском и азиатском "мирах культурного человечества, имеющих географические, этнографические и культурные основы самостоятельного бытия".
Логика рассуждений Ламанского сводится к следующему. Известное строение континента, условия морских берегов, климат производят первоначальные группировки на нем человечества. Эти группы развивают оригинальные цивилизации. Цивилизации, наслаиваясь на известных территориях, создают три крупных типа - "миры", "средний" из которых - "не настоящая Европа и не настоящая Азия". Естественнно постоянным центром культурно-географического и политического тяготения этого разнообразного в этнографическом отношении мира площадью в 24 млн. кв. км. является Российская империя (22 622 560 км). Миры, географически смежные друг с другом, входят во взаимные столкновения.
В результате борьбы миров появляются новые политические, территориальные группировки, новые их соотношения. Со второй половины XIX в. претензию на культурно-политическую гегемонию в Европе предъявила объединенная Германия, желая одновременно задавить и греко-славянский мир, поэтому мировой кровавый конфликт неизбежен. Евразийские геополитические выкладки Л. дополняет идея деления России на 13 особых антропо-политико-географических зон ("Набросок плана будущего Русского этнографического музея", 1901), предвосхитившая масштабные разработки его ученика - В.П.Семенова-Тян-Шанского, вместе с которым Ламанский участвовал в многотомном издании "Россия. Политико-географическое описание нашего отечества" (1899-1914).
В целом смысл и направление научных поисков Ламанского сводились к обоснованию "миродержавной роли нашего славянского племени", которая должна завоевываться не столько внешнеполитическими действиями, сколько внутри России, причем не в Петербурге и в Москве, а в провинции - освоением огромных пространств, подъемом экономической жизни и упорядочением бытовых условий, улучшением хозяйства, культуры земледелия и промышленности, а главное - успехами самобытной, неподражательной русской образованности.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх