Кураев Андрей Вячеславович
|
Другие персоны с фамилией Кураев
Другие персоны с именем Андрей Кто родился в этот день 15.02 Кто родился в этот год 1963 |
- специалист в области христианской философии; кандидат философских наук, кандидат богословия, профессор
Род. в Москве.
Окончил философский факультет МГУ (1984), Московскую Духовную академию (1992).
Кандидатская диссертация - "Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения" (1994).
Кандидат богословия - за книгу "Традиция. Догмат. Обряд" (1995).
Профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского института (с 1996).
Полагает, что западное общество (включая Россию) переживает сейчас конец просветительско-рационалистической эпохи. Рост оккультно-магических увлечений особенно ощутим в России, где за годы государственного атеизма была сокрушена традиция религиозной мысли и религиозный инстинкт начал проявлять себя в самых примитивных формах.
Кураев считает важным подчеркивать, что богословие есть модус присутствия рациональности в иррациональном мире религии. Он убежден, что "абсурдность" и "антиномичность" христианства сильно преувеличены как его критиками, так и некоторыми его проповедниками. Вера не есть отказ от разума; вера - это личностная реакция человека на знание. Там, где некая информация перестает быть аксиологически нейтральной, где она усилием воли с периферии сознания передвигается в центр жизни, где знанию разрешается влиять на судьбу - там действует вера. Поскольку же вера работает со знанием и с разумом, а не отвергает их и не противостоит им, Кураев настаивает на том, что "входя в храм, надо снимать шляпу, но не голову". Задача богословия в том, чтобы усилием мысли, призывом к дисциплинированной ответственности сдерживать мифотворческий инстинкт.
Свою работу Кураев понимает как работу "демифологизатора", который полемизирует с мифами о православии. Часть этих мифов родом из атеистической пропаганды. Часть - из мира протестантизма (поэтому значительная часть работ Кураева посвящена сопоставлению православия и протестантизма). Часть псевдоправославных мифов рождается в среде приходского фольклора (см. "Оккультизм в православии"). Часть мифов о православии расходится из оккультных кружков (прежде всего - от теософов). Хотя в богословии не все знание получается научным путем, все же методы научно-гуманитарной работы в богословии и в сравнительном религиоведении вполне уместны. Ссылки на "видения" и "махатм" не должны заменять работы с реальными текстами, включающей в себя их поиск, подбор и герменевтику. Именно введение разума в мир мистических, сердечных переживаний понуждает проводить ясные границы между религиозными течениями - поскольку разум всегда ищет большей отчетливости и ясности и этим своим стремлением преодолевает туманную неопределенность мистических ощущений.
Поэтому, с точка зрения Кураева, именно синкретические и экуменические проекты "примирения религий" являются плодом нерассуждающей веры, в то время как православное богословие призывает к сознательной рефлексии над мистическим опытом и к такой работе разума, которая ищет фиксации даже оттенков обретенного и пережитого смысла.
Кураев считает, что для христианского богословия с самого его зарождения было естественно развиваться в полемике, поэтому и сам придерживается острополемического стиля. Хотя Бог как высший предмет богословия непостижим и невыразим, богословское усилие в состоянии опознать формулы, слишком профанно говорящие о Боге и о человеке, и найти аргументы для отторжения слишком односторонних моделей (каковые в истории теологии обычно и получают именование "ересей").
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх