Куклярский Фёдор Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Куклярский
Другие персоны с именем Фёдор Кто родился в этот год 1931 |
- специалист по теории познания, онтологии, истории философии, культурологии.
Проживал в Сумском Посаде Архангельской губ.
Примерно в 1912 переезжает в Петербург, где с помощью В.В.Розанова устроился на службу мелким чиновником.
В 1918 или 1919 К. попадает в Читу, по причинам скорее всего политическим, как отмечает М.С.Уваров ("Ницшеанское служение" Фёдора Куклярского // Первый Российский Философский конгресс Том II. Философская мысль в России: традиция и современность. СПб., 1997. С.220): еще в 1911 Куклярский был предан суду за свою философию крайнего индивидуализма, изложенную в книге "Последнее слово. К философии современного религиозного бунтарства".
В 1922-1925 - председатель Философского общества при Государственном институте народного образования в Чите.
По мнению М.С.Уварова Куклярский был наиболее известен как "яростный низвергатель традиционного русского стиля религиозного философствования, а также как критик культурфилософской концепции К.Н.Леонтьева. "Вместе с тем, будучи сам приверженцем идей Ф.Ницше, К. видел в Леонтьеве квинтэссенцию ницшеанства. В своей книге "Философия культуры" Куклярский пишет: "Общая моя задача - обрисовать в основных чертах тип культуры, которая включала бы в себя все противоречия идей и волнений и в то же время силою своего духа преодолевала бы эту противоречивость... Гений русский дышит в атмосфере противоречия Восток - Запад, и величайшая, предельная антиномия берет его".
Идея "новой, анти-номизированной логики" провозглашается Куклярским идеалом философского знания. Его биограф А.П.Козырев так формулирует концепцию, изложенную им в книге "Философия культуры": "Куклярский выдвигает идею синтетической логики, которая создается философским сознанием, противопоставленным инстинкту и воле, омертвляющим мир в категориях непротиворечивой аристотелевской логики. Если науке свойствен "абсолютистический" взгляд, то метод философии - "релятивистический", постоянно созерцающий шаткость и условность абсолютов. "Обратная" (синтетическая) логика призвана возвести противоречивость и антиномизм философского познания в ранг закона. Непримиримость противоречий в мысли и в жизни (утверждение предполагает отрицание, бытие - небытие) требует выработки трагического миропонимания: противоречие между научными, философскими и религиозными взглядами на мир должно быть включено в каждую из областей познания.
В русской художественной и литературной традиции Куклярский видит высший опыт "трагического миропонимания", который олицетворяется образами и идеями Ивана Карамазова Достоевского, "Демона" Врубеля и "Мистерии" Скрябина.
Куклярский разделяет леонтьевскую интуицию близости гибели Европы под тяжестью культурных сокровищ и создания самобытного русского культурного типа. Проблема преодоления человека остается в этой книге, но постольку, поскольку современный человек "довлеет себе и чужд касаний мирам иным". Идеал обретения подлинной индивидуальной свободы Куклярский связывает с приобщением "Я" человека к "Я" космическому" (см. А.П.Козырев. "РФС". С.249.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх