Кузнецов Виталий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Кузнецов
Другие персоны с именем Виталий Кто родился в этот день 16.08 Кто родился в этот год 1932 |
- специалист по истории западноевропейской философии; доктор философских наук, профессор
Род. в Москве.
Окончил философский факультет МГУ (1955), аспирантуру по кафедре философии МОПИ (1958).
В 1958-1960 - младший научный сотрудник ИФ АН СССР.
С 1960 работает на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ: последовательно ассистент, старший преподаватель, доцент (с 1966), профессор (с 1976).
Кандидатская диссертация - "Мировоззрение Вольтера" (1958).
Докторская диссертация - "Экзистенциализм Жана-Поля Сартра" (1973).
Область исследования: история западноевропейской философии, преимущественно французской, XVIII в. (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) и XX в. (Бергсон, Тейяр де Шарден, Пуанкаре, Дюгем, Башляр, Маритен, Жильсон, Марсель, Сартр, Камю, Ж.Валь, А.Кожев, М.Мерло-Понти, Мунье, Лакруа), а также немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах); философская культурология как глобальная культурно-историческая диалектика мировоззренческий (мифо-религозный, художественно-эстетический и философский).
В трудах Кузнецов выявляются механицистские и фиксистско-"метафизические" основания деистического креационизма в просветительской натурфилософии XVIII в.; показывается роль Вольтера и Канта как создателей деистическо-просветительской "этикотеологии", преодоление механицизма и разработка учения о саморазвитии рассматриваются как основа ее последовательно материалистического понимания в философии Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха, дается интерпретация их антропосоциальных концепций как идеистско-этических (но не идеалистических); выдвигается и обосновывается положение о принципиальной невозможности и нереализованности материалистического понимания духовного мира человека, общества и истории; показывается диалектическо-противоречивая логика развития немецкой классической философии (от материалистического космогонизма Канта к кантовской, фихтевской, шеллинговской вариациям трансцендентального идеализма, далее - к абсолютному идеализму Гегеля и от него - к антропологизму Фейербаха); предлагается истолкование гносеологии Канта как агностикоформной и когнитивистской по своей сути, а социальной философии Гегеля - как либерально-консервативной и реформистски-прогрессистской. Французская философия первых двух третей XX в. рассматривается как гексада ("шестерица") "эволюционистских", эпистемологических, неохристианских, неогегельянских, экзистенциалистских и марксистских учений.
Делается вывод о необходимости перерастания истории философии в философско-историческую культурологию, становящуюся современной "метафилософию". Обосновывается принципиально новое понимание сущности учений Платона, Плотина, Юма, Делёза. Содержится абрис новой теории философской процесса. Им выдвинуто понимание интегрально-исторической метафилософии как высшей цели исследования истории философской мысли. Утверждается положение о принципиальной беспартийности историко-философского знания.
Кузнецов - редактор-составитель, автор вступительных статей и комментариев к изданиям: Вольтер. "Философские сочинения". М., 1988; Дени Дидро. "Сочинения: в 2 т.". М., 1986. Автор многих статей ("Мальбранш", "Паскаль", "Фонтенель" и др.) в "ФЭ" и в "Кратком научно-атеистическом словаре" (1964, 1969).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх