Кривобоков Феодосий Иванович
|
Другие персоны с фамилией Кривобоков
Другие персоны с именем Феодосий Кто родился в этот день 02.05 Кто родился в этот год 1876 |
- историк, философ и публицист.
Род. в г.Ростов-на-Дону.
В 1898-1899 учился в Московском университете на естественном факультете, откуда был исключен за революционную деятельность. Участвовал в революции 1905-1907.
Окончил Харьковский университет (1911).
Входил в состав руководящих органов РСДРП. Неоднократно арестовывался. Активный участник вооруженного восстания 1917; член Петроградского Военно-революционного комитета.
С ноября 1917 по 1918 - заместитель наркома, нарком путей сообщения.
Директор Коммунистического университета им.Свердлова. По специальному поручению В.И.Ленина написал статью "Диалектический материализм и философия мертвой реакции", помещенную во 2-м издании сочинений В.И.Ленина как приложение к произведению "Материализм и эмпириокритицизм" (1920).
В 1919-1920 - член президиума и заместитель председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК); заведующий отделом ЦК РКП(б).
В 1921 - заместитель заведующего институтом ЦК РКП(б).
Один из инициаторов (в 1922) организации и сооснователей Русского психоаналитического общества.
Директор Библиотеки им. В.И.Ленина в Москве (с 1924).
В феврале 1935 был арестован по обвинению в активном участии в контрреволюционной группе". Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 5 мая 1935 заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет. Отбывая наказание, был вновь привлечен к ответственности по обвинению "в активном участии в контрреволюционной антисоветской террористической организации правых" и приговором Военной коллегией Верховного суда СССР от 25 мая 1937 осужден к высшей мере наказания - расстрелу.
Приговор приведен в исполнение 26 мая 1937.
Реабилитирован в 1955 за отсутствием состава преступления.
В 1-й половине 20-х гг. Н. выступал в основном как критик с позиций марксизма по философским мировоззренческим проблемам. Его критика ряда крупных естествоиспытателей того времени, занимавших немарксистские позиции, была в основном дружественной, нацеленной на привлечение их к совместной работе с философами-марксистами. Так, он писал в отношении работ И.П.Павлова: "Мы хотим обратить внимание всех интересующихся и изучающих философию, материалистов в особенности, какое богатство материала, мыслей и иллюстраций к теории материалистического миропонимания находишь в интересных работах И.П.Павлова. Пускай сам И.П.Павлов не делает никаких философких выводов (он тысячу раз прав в этом), пускай некоторые ученики его держатся кантианских взглядов, огромное значение работ Павлова бесспорно" (Современное естествознание и материализм Маркса и Энгельса // Под знаменем марксизма. 1923. №2-3. С. 147). Характерна в этом отношении также статья "Хорошие работы естественников и нехорошие выводы из них" (1925).
Большинство же выступлений Невского, касавшихся философов немарксистской оринтации, отличалось нетерпимостью и политизированностью.
В области общественных и философских дисциплин, утверждал он, "ныне господствует исключительно тяга к самым отдаленным истокам теологии. И за что бы ни брался современный буржуазный ученый - за философию, историю, психологию, этику,- он в конечном счете приходит к господу богу" (Нострадамусы XX века // ПЗМ. 1922. №4. С.98). Он отождествлял идеализм с религией и непосредственно связывал их с политической реакцией. "Гибелью, тлением, средневековым мракобесием веет ныне от буржуазной философской мысли. Философия мертвой реакции - вот как можно назвать все писания буржуазных философов нашего времени. Классу будущего, даже если его ждут временные поражения и неудачи, нечего ждать и брать от этой философии в такие моменты" (Там же. С. 100). Понятие же политические реакционности доводилось до понятия контрреволюционности: "Нет ни одного уголка в области науки и литературы, где бы буржуазия по тому или другому поводу не старалась протащить свои метафизические идеи и построить свой буржуазный мир идеализма на совершенно контрреволюционных координатах" ("ПЗМ". 1922. №7-8. С. 130). Обозначалась позиция: "Кто за признание Советской власти, тот материалист, кто против - тот идеалист".
Рассматривая философскую концепцию А.А.Богданова, он приходил к выводу, что философия Богданова идеалистическая, что это "философия мертвой реакции". В предисловии ко 2-му изданию "Материализма и эмпириокритицизма" Ленин писал: "Что касается до последних произведений А.А.Богданова, с которыми я не имел возможности ознакомиться, то помещаемая ниже статья тов. В.И.Невского дает необходимые указания. Тов. В.И.Невский, работая не только как пропагандист вообще, но и как деятель партийной школы в особенности, имел полную возможность убедиться в том, что под видом "пролетарской культуры" проводятся А.А.Богдановым буржуазные и реакционные воззрения" (В.И.Ленин. Соч. 3-е изд. М.-Л., 1928. С.15).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх