AZ-libr.ру

информационный портал





Кривулин Виктор Борисович
[09.07.1944-17.03.2001]

  Другие персоны с фамилией Кривулин
Другие персоны с именем Виктор
Кто родился в этот день 09.07
Кто родился в этот год 1944

       [9.7.1944, пос. Кадиевка Ворошиловградской обл.— 17.3.2001, Петербург]
       — поэт, прозаик, литературный критик.
       О ранней поре своей жизни Кривулин рассказывает следующее: «Родился... в поселке Кадиевка под Краснодоном, прославленным А.Фадеевым в его "Молодой гвардии". В это время мой отец был военным комендантом
       Краснодона и по долгу службы вынужден был общаться со знаменитым писателем, собиравшим материал для романа.
       В 1947 году мои родители вернулись в Ленинград, хотя после того, как они пережили блокаду, с Питером у них были связаны самые мрачные впечатления, и, если бы не моя болезнь, вряд ли бы отец мой после своей демобилизации согласился вновь поселиться в огромной, перенаселенной, запущенной коммуналке на углу Большого проспекта Петроградской стороны и тогда еще Гребецкой (теперь Пионерской). Там и прошло мое детство — в вечно холодном эркере в углу необъятной 40-метровой комнаты с шестью гигантскими окнами.
       В 1961 году я — безо всякого блеска и даже получивши освобождение от выпускных экзаменов (якобы в связи с нервным состоянием) — окончил бывшую Первую Санкт-Петербургскую гимназию (в послевоенное время — школу №79). Уже тогда я писал стихи, все остальное интересовало меня гораздо меньше. В атмосфере всеобщего повышенного интереса к поэзии стихописание представлялось мне единственным достойным человека занятием.
       В 1960 году я познакомился с Анной Ахматовой, с которой регулярно общался до ее смерти» (Автобиография. Частное собрание).
       В 1961 по ее совету Кривулин поступил на романское отделение филологического факультета ЛГУ, затем перешел на английское, а завершил образование на русском, так что получил диплом преподавателя русского языка и литературы со специализацией: литература русского модернизма.
       Уже студенческие работы Кривулин привлекли внимание известных литературоведов (в частности Д.Е.Максимова): «Апологетика смерти у Пушкина и Баратынского»; «В.Хлебников: "Конь Пржевальского": Языковой эксперимент и шаманская практика»; «Мистическая топография романа Андрея Белого "Петербург"»; дипломное сочинение «Поэтика раннего Иннокентия Анненского» (1967). Будучи студентом последнего курса, Кривулин демонстративно вышел из комсомола и по окончании университета долгое время не мог найти работу. Зарабатывал на жизнь репетиторством, писанием за других дипломных опусов и диссертаций, затем работал в школе.
       С 1970 по 1988 служил литературным редактором в Областном доме санитарного просвещения, в результате чего создал первую в СССР брошюру о «болезни века»: «Что нужно знать о СПИДе» (1985). Проблемами консолидации независимого неофициального культурного движения Кривулина начал заниматься в 1970-х.
       С дек. 1975 редактировал (совместно с Т.Горичевой и Л.Рудкевичем) первый в России «толстый» неофициальный культурно-политический и религиозно-философский журнал «37» (1975-81, вышел 21 номер).
       В 1979-80 (совместно с С.Дедюлиным) был редактором журнала «Северная почта», посвященного проблемам поэзии.
       Впервые стихи Кривулина были опубликованы под именем Витя Кривулин в сборнике «Голоса юных» (1962), где были представлены поэты Дворца пионеров. Вплоть до 1986 лишь 5 его стих, увидели свет в советской периодике. Зато с 1974 его стихи и статьи стали регулярно появляться в русских эмигрантских журналах (сам Кривулин эмигрантом никогда не был) — «Грани», «Вестник РХД», «Континент», «22», «Третья волна», «Стрелец» и других, а также в газете «Русская мысль» (Париж) и «Новое русское слово» (Нью-Йорк). Первой достойной публикацией в родной стране Кривулин считает подборку в сборнике «Круг» (1986). С тех пор его стихи, литературно-критические, историко-литературные и культурологические материалы печатаются во многих журналах Москвы и Ленинграда-Петербурга.
       В 1990 Кривулин был принят в СП СССР. Был он и вице-президентом санкт-петербургского ПЕН-клуба. Лауреат премии им. Андрея Белого (1978), Пушкинской премии-стипендии фонда Топфера (ФРГ, 1990), премии Всесоюзного конкурса верлибра (Калуга, 1989). Автор серии передач на радио «Свобода» и Би-би-си, а также первого документального фильма о жизни русской эмиграции в Париже для Ленинградского телевидения (1989). Автор 8 книг стихов (2 из них — в переводе на немецкий и финский), романа «Шмон» и ряда рассказов (Континент. 1976. № 56, 60). Переводил с английского (роман В.Набокова «Ада»), с финского и шведского. Стихи Кривулина переведены на немецкий, финский, польский, шведский, венгерский, итальянский, голландский и японский языки.
       Поэзия Кривулина, начисто лишенная философского резонерства, имеет постоянный акцент: единение сиюминутного с вековечным. При этом выделяются два этапа ее эволюции: до середины 1980-х и после. Искусство и время — основной лейтмотив первого. Жизнь раскрывается здесь в неразрешимости и единении вековечных противоречий: искусство — сила порабощающая («Поэт напишет о поэте...»), но она же и животворная («Гобелены»); время и губительно («Песочные часы»), и жизнестойко («Летописец»). А творчество — «работа в саду истории кровавом» («Рауль Дюфи. Праздник Моцарта в 1929 году»). Эта работа и представлена наглядно в поэзии Кривулина последнего десятилетия. В частности, цикл «Стихи из Кировского района» 1987-88 (Вестник новой литературы. 1990. №1) пронзает обостренное чувство современности — но все-таки в контексте вечности, а поэтика высокой культуры сочетается с использованием штампов массового сознания. Главнейшие же вехи творческого развития Кривулина — циклы «Композиции» (1973), «Стихи на картах» (1979), «Галерея» (1984), «Предграничье» (1994). Стилистическую и нравственную позицию писателя точно определила немецкая славистка Кератин Кольм в предисловии к переведенной на немецкий язык книге Кривулина «Концерт по заявкам» (Франкфурт, 1994): «Позицию Виктора Кривулина можно сравнить с положением пассажира, который едет в поезде, но умудряется одновременно видеть движение своего поезда как бы со стороны — так, словно бы он находится за пределами этого состава».

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:08:34 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"