Кривулин Виктор Борисович
|
Другие персоны с фамилией Кривулин
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 09.07 Кто родился в этот год 1944 |
[9.7.1944, пос. Кадиевка Ворошиловградской обл.— 17.3.2001, Петербург]
— поэт, прозаик, литературный критик.
О ранней поре своей жизни Кривулин рассказывает следующее: «Родился... в
поселке Кадиевка под Краснодоном, прославленным А.Фадеевым в его "Молодой
гвардии". В это время мой отец был военным комендантом
Краснодона и по долгу службы вынужден был общаться со знаменитым писателем,
собиравшим материал для романа.
В 1947 году мои родители вернулись в Ленинград, хотя после того, как они
пережили блокаду, с Питером у них были связаны самые мрачные впечатления, и,
если бы не моя болезнь, вряд ли бы отец мой после своей демобилизации
согласился вновь поселиться в огромной, перенаселенной, запущенной коммуналке
на углу Большого проспекта Петроградской стороны и тогда еще Гребецкой (теперь
Пионерской). Там и прошло мое детство — в вечно холодном эркере в углу
необъятной 40-метровой комнаты с шестью гигантскими окнами.
В 1961 году я — безо всякого блеска и даже получивши освобождение от выпускных
экзаменов (якобы в связи с нервным состоянием) — окончил бывшую Первую
Санкт-Петербургскую гимназию (в послевоенное время — школу №79). Уже тогда я
писал стихи, все остальное интересовало меня гораздо меньше. В атмосфере
всеобщего повышенного интереса к поэзии стихописание представлялось мне
единственным достойным человека занятием.
В 1960 году я познакомился с Анной Ахматовой, с которой регулярно общался до ее
смерти» (Автобиография. Частное собрание).
В 1961 по ее совету Кривулин поступил на романское отделение филологического
факультета ЛГУ, затем перешел на английское, а завершил образование на русском,
так что получил диплом преподавателя русского языка и литературы со
специализацией: литература русского модернизма.
Уже студенческие работы Кривулин привлекли внимание известных литературоведов
(в частности Д.Е.Максимова): «Апологетика смерти у Пушкина и Баратынского»;
«В.Хлебников: "Конь Пржевальского": Языковой эксперимент и шаманская практика»;
«Мистическая топография романа Андрея Белого "Петербург"»; дипломное сочинение
«Поэтика раннего Иннокентия Анненского» (1967). Будучи студентом последнего
курса, Кривулин демонстративно вышел из комсомола и по окончании университета
долгое время не мог найти работу. Зарабатывал на жизнь репетиторством, писанием
за других дипломных опусов и диссертаций, затем работал в школе.
С 1970 по 1988 служил литературным редактором в Областном доме санитарного
просвещения, в результате чего создал первую в СССР брошюру о «болезни века»:
«Что нужно знать о СПИДе» (1985). Проблемами консолидации независимого
неофициального культурного движения Кривулина начал заниматься в 1970-х.
С дек. 1975 редактировал (совместно с Т.Горичевой и Л.Рудкевичем) первый в
России «толстый» неофициальный культурно-политический и религиозно-философский
журнал «37» (1975-81, вышел 21 номер).
В 1979-80 (совместно с С.Дедюлиным) был редактором журнала «Северная почта»,
посвященного проблемам поэзии.
Впервые стихи Кривулина были опубликованы под именем Витя Кривулин в сборнике
«Голоса юных» (1962), где были представлены поэты Дворца пионеров. Вплоть до
1986 лишь 5 его стих, увидели свет в советской периодике. Зато с 1974 его стихи
и статьи стали регулярно появляться в русских эмигрантских журналах (сам
Кривулин эмигрантом никогда не был) — «Грани», «Вестник РХД», «Континент»,
«22», «Третья волна», «Стрелец» и других, а также в газете «Русская мысль»
(Париж) и «Новое русское слово» (Нью-Йорк). Первой достойной публикацией в
родной стране Кривулин считает подборку в сборнике «Круг» (1986). С тех пор его
стихи, литературно-критические, историко-литературные и культурологические
материалы печатаются во многих журналах Москвы и Ленинграда-Петербурга.
В 1990 Кривулин был принят в СП СССР. Был он и вице-президентом
санкт-петербургского ПЕН-клуба. Лауреат премии им. Андрея Белого (1978),
Пушкинской премии-стипендии фонда Топфера (ФРГ, 1990), премии Всесоюзного
конкурса верлибра (Калуга, 1989). Автор серии передач на радио «Свобода» и
Би-би-си, а также первого документального фильма о жизни русской эмиграции в
Париже для Ленинградского телевидения (1989). Автор 8 книг стихов (2 из них — в
переводе на немецкий и финский), романа «Шмон» и ряда рассказов (Континент.
1976. № 56, 60). Переводил с английского (роман В.Набокова «Ада»), с финского и
шведского. Стихи Кривулина переведены на немецкий, финский, польский, шведский,
венгерский, итальянский, голландский и японский языки.
Поэзия Кривулина, начисто лишенная философского резонерства, имеет постоянный
акцент: единение сиюминутного с вековечным. При этом выделяются два этапа ее
эволюции: до середины 1980-х и после. Искусство и время — основной лейтмотив
первого. Жизнь раскрывается здесь в неразрешимости и единении вековечных
противоречий: искусство — сила порабощающая («Поэт напишет о поэте...»), но она
же и животворная («Гобелены»); время и губительно («Песочные часы»), и
жизнестойко («Летописец»). А творчество — «работа в саду истории кровавом»
(«Рауль Дюфи. Праздник Моцарта в 1929 году»). Эта работа и представлена
наглядно в поэзии Кривулина последнего десятилетия. В частности, цикл «Стихи из
Кировского района» 1987-88 (Вестник новой литературы. 1990. №1) пронзает
обостренное чувство современности — но все-таки в контексте вечности, а поэтика
высокой культуры сочетается с использованием штампов массового сознания.
Главнейшие же вехи творческого развития Кривулина — циклы «Композиции» (1973),
«Стихи на картах» (1979), «Галерея» (1984), «Предграничье» (1994).
Стилистическую и нравственную позицию писателя точно определила немецкая
славистка Кератин Кольм в предисловии к переведенной на немецкий язык книге
Кривулина «Концерт по заявкам» (Франкфурт, 1994): «Позицию Виктора Кривулина
можно сравнить с положением пассажира, который едет в поезде, но умудряется
одновременно видеть движение своего поезда как бы со стороны — так, словно бы
он находится за пределами этого состава».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх