AZ-libr.ру

информационный портал





Красников Геннадий Николаевич
[30.08.1951]

  Другие персоны с фамилией Красников
Другие персоны с именем Геннадий
Кто родился в этот день 30.08
Кто родился в этот год 1951

       [30.8.1951, г.Новотроицк (пос. Максай, ныне не существующий) Оренбургской обл.]
       — поэт, публицист, эссеист, критик.
       Воспитывался матерью, родом из д.Красниково Курской обл. Детство прошло в Новотроицке. Складывать стихи начал лет с десяти. Страсть к сочинительству заронила мать — прекрасная рассказчица, певунья, ее песни под гитару сопровождали будущего поэта с колыбели. Жили трудно, поэтому в 14 лет пошел работать электриком в автохозяйство. Занимался в литературном объединении при заводской многотиражке «Металлург» и городской газеты «Гвардеец труда». После окончания вечерней школы в 1969 поступил в МГУ им. М.В.Ломоносова на факультет журналистики. Выбор литературного пути определили и ранняя любовь к чтению (сначала классики, потом современники), и яркие впечатления послевоенного детства. В южноуральском Максае работали люди со всей страны: «В поселке жили — русские, татары, / украинцы, казахи, белорусы / киргизы, немцы, латыши, евреи, / кавказцы, молдаване и цыгане — / войною сорванные с места люди, / вербованный, отчаянный народ!» («Отрывок»).
       Получив диплом журналиста в 1974, работал корреспондентом районной газете в г.Озеры Московской обл.
       В 1978 Красников оказывается в центре литературной жизни, став ведущим редактором издательства «Молодая гвардия», где вместе с поэтом Н.К.Старшиновым выпускал ежеквартальный альманах «Поэзия». Благодаря созданной ими в редакции творческой атмосфере альманах явился «взлетной полосой» для многих поэтов. После того как в эпоху «перестройки» альманах «Поэзия» был остановлен (1992), Красников работал главным редактором издательства «Звонница-МГ», директором одного из коммерческих издательств. Однако вскоре, не приняв нового, рыночного характера литературно-издательской жизни, всецело посвящает себя творчеству.
       Впервые стихи Красников были опубликованы в газетах Новотроицка, но первым серьезным выступлением в печати можно считать его поэтическую публикацию в «Литературной России» (1977. №27. 1 июля) с напутственным словом Е.М.Винокурова. Дебютная поэтическая книга Красникова «Птичьи светофоры» вышла в 1981 и получила премию А.М.Горького. Предисловии к ней в стихах написал Е.А.Евтушенко, вычленивший из первой, во многом наивной, лирической исповеди Красникова его центральную мысль: «И пока наша совесть больна / (слава Богу — не быть ей здоровой!),— / мы не судьи с тобой. Мы — вина. / Это наше последнее слово» («Э.По»). На эти строки Красникова Евтушенко откликнулся так: «Вот книга первая поэта. / Она не слишком приодета. / В ней на коленях — пузыри, / и локти светят изнутри /...И это мужество и зрелость / перед собою и страной — / найти внутри такую смелость / быть не судьею, а виной» («Птичьи светофоры». С. 3). В годы официального атеизма даже интуитивное приближение к христианскому мироощущению свидетельствовало о мужестве автора. С.Ф.Педенко писал о Красникове в «Анкете для молодых критиков»: «Главное, чем привлекают его стихи,— обостренное чувство ответственности, да что там — вины за все, что происходит в жизни. Опять же после "За все в ответе" Твардовского это чувство многие любят декларировать, не имея его, у Г.Красникова оно есть» (Педенко С. Анкета для молодых критиков // Литературная учеба. 1981. №6. С.97-98).
       В антимилитаристской поэме-плакате «Эпицентр» (Юность. 1983. №6) Красников отойдет от этого мироощущения, переболев, как большинство из его современников, лишенных в детстве святоотеческой литературы и молитвы, советским «вольтерьянством», и поставит в центр мироздания интеллект человека и его правоту, упрекая Создателя в несовершенно устроенном мире. Вместе с тем поэма была настолько актуальной для времени «холодной войны» и атомной угрозы, что по ней на Оренбургском телевидении был поставлен спектакль, в одном из киевских театров — рок-опера, а сам автор получил за нее литературную премию им. Б.Полевого (все — 1984). Впоследствии Красников частично сохранит этот прием лирико-публицистического плаката в остросатирических эпиграммах на политические и литературные темы, где такой подход представляется наиболее приемлемым. Что же касается некоторых декларируемых идеологем поэмы «Эпицентр», то в дальнейшем они обрели свою мировоззренческую и эстетическую противоположность, что вполне естественно для человека, возвращающегося через покаяние к историко-культурным и духовным истокам и традициям.
       Во второй книге «Пока вы любите...» (1985) интуиция поэта снова приведет его к предощущению божественности вселенной, к теме «Неба»: «...А небо возьмет — все, что мучило душу годами. / Земля, мы изрядно тебя отягчили — прости!.. / И небо — прости!.. Мы тебе как всегда недодали...» («Эпилог»). Е.М.Винокуров в статье «Прикосновение к истине» (Комсомольская правда. 1986. 12 ноя.) писал об этом сб.: «"Пока вы любите..." мне представляется одним из лучших среди книг молодых поэтов, изданных за последние годы. Тончайшее чувство лирики в сочетании с философским осмыслением жизни придают стихам Красникова особую притягательность и гармонию».
       Этой философичностью, постепенно приближающей поэта к православной истине, а также горьким раскаянием в короткой исторической памяти отмечены следующие поэтические книги Красников — «Крик» (1988) и «Не убий!..» (1990): «Мы же сами сожгли дочиста / все, чем с прошлым соединены, / ночь тосклива кругом и пуста, / головою бы в омут с моста — / все мосты сожжены, все мосты сожжены» («Что там — рай впереди или ад...»). Спустя 10 лет, на пороге XXI в., Красников определит характер минувшего столетия в афористической формуле: «Мы — из прошлого века, нас все узнают, / За угрюмых таких — двух веселых дают» (С неба хмурого снежная струйка течет... // Независимая газета. 2001. №2).
       Для стиля и языка зрелого Красникова характерно сочетание философской афористичности, тонкой иронии с поэтической раскованностью словаря и ритма, идущих от глубокого интереса автора к богатству русского фольклора, к свободной частушечно-песенной стихии: «То оврагом, то сквозь лес, то под уклон, / то сквозь тучу темных галок и ворон, / ах, родней и веселей дороги нет!..— / Что же, матушка, ты плачешь сыну вслед?..» («Русская песня», 1997). В творчестве Красникова все заметнее проявляется тяготение к цельному историческому контексту и религиозно-богословскому наследию русской мысли: «...И если ты открыл случайно, / как на путях добра — пустынно, / молчи, не потому, что — тайна, / а потому молчи, что — стыдно... / ...И если мерзость ненасытна, / а глубина небес — кристальна, / молчи, не потому, что — стыдно, / а потому молчи, что — тайна» (...И если ты открыл случайно... // Наш современник. 2003. №10).
       В переломное для России время начала 1990-х, когда нередкими стали заявления, что «литература — это частное дело», Красников обратился к публицистике и эссеистике, пытаясь в судьбах русских поэтов и писателей XX в., отразивших все искусы и обольщения своего времени, отыскать причины трагического состояния России современной. Такие статьи-исследования, как «Затопили нас волны времен...» о А.Блоке, «Роковая зацепка за жизнь...» о С.Есенине, «В слепых переходах пространств и времен...» о Н.Гумилеве, «Пророк Нового Мирового Порядка» о Е.Замятине, «Тысяча и одна роль Евгения Евтушенко» о феномене «шестидесятничества», «Юбилейный реквием по Шукшину», «А вы — все те же» к 20-летию статьи А.Солженицына «Наши плюралисты» и др., написанные ярко, страстно, без оглядки на сложившиеся штампы, сразу вызвали литературный резонанс и были перепечатаны рядом региональных изданий.
       Почти все они, а также статьи о самых заметных явлениях позднесоветского времени — Н.Заболоцком, Н.Рубцове, К.Воробьеве, Н.Тряпкине, В.Буриче, В.Кострове, И.Жданове и др., беседы с Ю.Кузнецовым, В.Микушевичем, Н.Старшиновым, масштабные культурософские исследования «Бытие и небытие Иосифа Бродского», «Опыт предварительного подведения поэтических итогов XX века» и многие другие критические работы вошли в книгу Красникова «Роковая зацепка за жизнь, или В поисках утраченного Неба» (2002). Эту книгу о вершинах и пропастях, подвижниках и иудах русской литературы можно назвать остросюжетным путеводителем по отечественной словесности XX в.
       Под редакцией Красникова, совместно с В.Костровым, издана наиболее полная антология «Русская поэзия. XX век» (М., 1999; 2001), куда вошли стихи более чем 700 поэтов.
       Совсем нового поэта открыла вышедшая в Канаде книга верлибров Красникова «Голые глаза» (2002). Свойственная жанру афористичная концентрация мысли («Человек человеку — / Долг»; «Слова — поводыри души»; «Время летит / словно снег / на огонь»; «Все гениальное / светло и просто / а все бездарное / туманно и темно»), разбавленная сдержанной ироничностью («Чем чаще / я слышу: / МИРУ — МИР! / Тем явственней / различаю: / МИР — УМЕР!») и затаенной лиричностью («Снег — / падай, падай, падай, / чтоб видел я, куда / ведут ее следы...») — все эти качества отвечают требованию предельной искренности и духовной собранности, которое предъявляет новый век.
       Живет в г.Лобня Московской обл.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:06:14 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"