Красников Геннадий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Красников
Другие персоны с именем Геннадий Кто родился в этот день 30.08 Кто родился в этот год 1951 |
[30.8.1951, г.Новотроицк (пос. Максай, ныне не существующий) Оренбургской обл.]
— поэт, публицист, эссеист, критик.
Воспитывался матерью, родом из д.Красниково Курской обл. Детство прошло в
Новотроицке. Складывать стихи начал лет с десяти. Страсть к сочинительству
заронила мать — прекрасная рассказчица, певунья, ее песни под гитару
сопровождали будущего поэта с колыбели. Жили трудно, поэтому в 14 лет пошел
работать электриком в автохозяйство. Занимался в литературном объединении при
заводской многотиражке «Металлург» и городской газеты «Гвардеец труда». После
окончания вечерней школы в 1969 поступил в МГУ им. М.В.Ломоносова на факультет
журналистики. Выбор литературного пути определили и ранняя любовь к чтению
(сначала классики, потом современники), и яркие впечатления послевоенного
детства. В южноуральском Максае работали люди со всей страны: «В поселке жили —
русские, татары, / украинцы, казахи, белорусы / киргизы, немцы, латыши, евреи,
/ кавказцы, молдаване и цыгане — / войною сорванные с места люди, /
вербованный, отчаянный народ!» («Отрывок»).
Получив диплом журналиста в 1974, работал корреспондентом районной газете в
г.Озеры Московской обл.
В 1978 Красников оказывается в центре литературной жизни, став ведущим
редактором издательства «Молодая гвардия», где вместе с поэтом Н.К.Старшиновым
выпускал ежеквартальный альманах «Поэзия». Благодаря созданной ими в редакции
творческой атмосфере альманах явился «взлетной полосой» для многих поэтов.
После того как в эпоху «перестройки» альманах «Поэзия» был остановлен (1992),
Красников работал главным редактором издательства «Звонница-МГ», директором
одного из коммерческих издательств. Однако вскоре, не приняв нового, рыночного
характера литературно-издательской жизни, всецело посвящает себя творчеству.
Впервые стихи Красников были опубликованы в газетах Новотроицка, но первым
серьезным выступлением в печати можно считать его поэтическую публикацию в
«Литературной России» (1977. №27. 1 июля) с напутственным словом
Е.М.Винокурова. Дебютная поэтическая книга Красникова «Птичьи светофоры» вышла
в 1981 и получила премию А.М.Горького. Предисловии к ней в стихах написал
Е.А.Евтушенко, вычленивший из первой, во многом наивной, лирической исповеди
Красникова его центральную мысль: «И пока наша совесть больна / (слава Богу —
не быть ей здоровой!),— / мы не судьи с тобой. Мы — вина. / Это наше последнее
слово» («Э.По»). На эти строки Красникова Евтушенко откликнулся так: «Вот книга
первая поэта. / Она не слишком приодета. / В ней на коленях — пузыри, / и локти
светят изнутри /...И это мужество и зрелость / перед собою и страной — / найти
внутри такую смелость / быть не судьею, а виной» («Птичьи светофоры». С. 3). В
годы официального атеизма даже интуитивное приближение к христианскому
мироощущению свидетельствовало о мужестве автора. С.Ф.Педенко писал о
Красникове в «Анкете для молодых критиков»: «Главное, чем привлекают его
стихи,— обостренное чувство ответственности, да что там — вины за все, что
происходит в жизни. Опять же после "За все в ответе" Твардовского это чувство
многие любят декларировать, не имея его, у Г.Красникова оно есть» (Педенко С.
Анкета для молодых критиков // Литературная учеба. 1981. №6. С.97-98).
В антимилитаристской поэме-плакате «Эпицентр» (Юность. 1983. №6) Красников
отойдет от этого мироощущения, переболев, как большинство из его современников,
лишенных в детстве святоотеческой литературы и молитвы, советским
«вольтерьянством», и поставит в центр мироздания интеллект человека и его
правоту, упрекая Создателя в несовершенно устроенном мире. Вместе с тем поэма
была настолько актуальной для времени «холодной войны» и атомной угрозы, что по
ней на Оренбургском телевидении был поставлен спектакль, в одном из киевских
театров — рок-опера, а сам автор получил за нее литературную премию им.
Б.Полевого (все — 1984). Впоследствии Красников частично сохранит этот прием
лирико-публицистического плаката в остросатирических эпиграммах на политические
и литературные темы, где такой подход представляется наиболее приемлемым. Что
же касается некоторых декларируемых идеологем поэмы «Эпицентр», то в дальнейшем
они обрели свою мировоззренческую и эстетическую противоположность, что вполне
естественно для человека, возвращающегося через покаяние к историко-культурным
и духовным истокам и традициям.
Во второй книге «Пока вы любите...» (1985) интуиция поэта снова приведет его к
предощущению божественности вселенной, к теме «Неба»: «...А небо возьмет — все,
что мучило душу годами. / Земля, мы изрядно тебя отягчили — прости!.. / И небо
— прости!.. Мы тебе как всегда недодали...» («Эпилог»). Е.М.Винокуров в статье
«Прикосновение к истине» (Комсомольская правда. 1986. 12 ноя.) писал об этом
сб.: «"Пока вы любите..." мне представляется одним из лучших среди книг молодых
поэтов, изданных за последние годы. Тончайшее чувство лирики в сочетании с
философским осмыслением жизни придают стихам Красникова особую притягательность
и гармонию».
Этой философичностью, постепенно приближающей поэта к православной истине, а
также горьким раскаянием в короткой исторической памяти отмечены следующие
поэтические книги Красников — «Крик» (1988) и «Не убий!..» (1990): «Мы же сами
сожгли дочиста / все, чем с прошлым соединены, / ночь тосклива кругом и пуста,
/ головою бы в омут с моста — / все мосты сожжены, все мосты сожжены» («Что там
— рай впереди или ад...»). Спустя 10 лет, на пороге XXI в., Красников определит
характер минувшего столетия в афористической формуле: «Мы — из прошлого века,
нас все узнают, / За угрюмых таких — двух веселых дают» (С неба хмурого снежная
струйка течет... // Независимая газета. 2001. №2).
Для стиля и языка зрелого Красникова характерно сочетание философской
афористичности, тонкой иронии с поэтической раскованностью словаря и ритма,
идущих от глубокого интереса автора к богатству русского фольклора, к свободной
частушечно-песенной стихии: «То оврагом, то сквозь лес, то под уклон, / то
сквозь тучу темных галок и ворон, / ах, родней и веселей дороги нет!..— / Что
же, матушка, ты плачешь сыну вслед?..» («Русская песня», 1997). В творчестве
Красникова все заметнее проявляется тяготение к цельному историческому
контексту и религиозно-богословскому наследию русской мысли: «...И если ты
открыл случайно, / как на путях добра — пустынно, / молчи, не потому, что —
тайна, / а потому молчи, что — стыдно... / ...И если мерзость ненасытна, / а
глубина небес — кристальна, / молчи, не потому, что — стыдно, / а потому молчи,
что — тайна» (...И если ты открыл случайно... // Наш современник. 2003. №10).
В переломное для России время начала 1990-х, когда нередкими стали заявления,
что «литература — это частное дело», Красников обратился к публицистике и
эссеистике, пытаясь в судьбах русских поэтов и писателей XX в., отразивших все
искусы и обольщения своего времени, отыскать причины трагического состояния
России современной. Такие статьи-исследования, как «Затопили нас волны
времен...» о А.Блоке, «Роковая зацепка за жизнь...» о С.Есенине, «В слепых
переходах пространств и времен...» о Н.Гумилеве, «Пророк Нового Мирового
Порядка» о Е.Замятине, «Тысяча и одна роль Евгения Евтушенко» о феномене
«шестидесятничества», «Юбилейный реквием по Шукшину», «А вы — все те же» к
20-летию статьи А.Солженицына «Наши плюралисты» и др., написанные ярко,
страстно, без оглядки на сложившиеся штампы, сразу вызвали литературный
резонанс и были перепечатаны рядом региональных изданий.
Почти все они, а также статьи о самых заметных явлениях позднесоветского
времени — Н.Заболоцком, Н.Рубцове, К.Воробьеве, Н.Тряпкине, В.Буриче,
В.Кострове, И.Жданове и др., беседы с Ю.Кузнецовым, В.Микушевичем,
Н.Старшиновым, масштабные культурософские исследования «Бытие и небытие Иосифа
Бродского», «Опыт предварительного подведения поэтических итогов XX века» и
многие другие критические работы вошли в книгу Красникова «Роковая зацепка за
жизнь, или В поисках утраченного Неба» (2002). Эту книгу о вершинах и
пропастях, подвижниках и иудах русской литературы можно назвать остросюжетным
путеводителем по отечественной словесности XX в.
Под редакцией Красникова, совместно с В.Костровым, издана наиболее полная
антология «Русская поэзия. XX век» (М., 1999; 2001), куда вошли стихи более чем
700 поэтов.
Совсем нового поэта открыла вышедшая в Канаде книга верлибров Красникова «Голые
глаза» (2002). Свойственная жанру афористичная концентрация мысли («Человек
человеку — / Долг»; «Слова — поводыри души»; «Время летит / словно снег / на
огонь»; «Все гениальное / светло и просто / а все бездарное / туманно и
темно»), разбавленная сдержанной ироничностью («Чем чаще / я слышу: / МИРУ —
МИР! / Тем явственней / различаю: / МИР — УМЕР!») и затаенной лиричностью
(«Снег — / падай, падай, падай, / чтоб видел я, куда / ведут ее следы...») —
все эти качества отвечают требованию предельной искренности и духовной
собранности, которое предъявляет новый век.
Живет в г.Лобня Московской обл.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх