Краснов Пётр Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Краснов
Другие персоны с именем Пётр Кто родился в этот день 22.09 Кто родился в этот год 1869 |
[10(22).9.1869, Петербург — 16.1.1947, Москва]
— прозаик.
Принадлежал к знаменитому казачьему роду, известному на Дону и в России своими
военными и литературными традициями. Праправнук генерал-майора И.К.Краснова,
военачальника суворовской школы, героя Отечественной войны 1812; внук
генерал-лейтенанта И.И.Краснова, донского историка и публициста; сын
генерал-лейтенанта Н.И.Краснова, историка Дона, прозаика и публициста, научный
труд которого «Терские казаки» был отмечен золотой медалью Императорской
Академии наук; младший брат ботаника и географа профессора А.Н.Краснова и
Платона Н.Краснова — поэта и переводчика. Детство и юность провел в Петербурге.
Числившийся казаком станицы Каргинской, часто бывал на Дону. Получил прекрасное
домашнее воспитание. Из 5-го класса 1-й Петербургской гимназии перевелся в
Александровский кадетский корпус, который окончил в 1887, поступил в 1-е
Павловское военное училище, где был фельдфебелем роты Его Императорского
Величества. Имя Краснова, окончившего училище по 1-му разряду, было занесено на
мраморную доску. Из училища выпущен хорунжим в комплект донских казачьих полков
и прикомандирован к лейб-гвардии Атаманскому полку.
В 1892 поступил в Николаевскую Академию Генерального штаба, откуда через год по
собственному желанию (по другим сведениям, из-за конфликта с начальником)
вернулся в свой полк.
Краснов рано начал проявлять интерес к литературе. В 12-летнем возрасте писал
детские рассказы, издавал их в домашнем журнале «Юность», собственноручно
осуществляя набор и печатание. Активной литературной деятельностью начал
заниматься с 1891, выступая в «Русском инвалиде», «Биржевых ведомостях»,
«Петербургском листке». Некоторые свои материалы подписывал псевдонимами
П.Николаев и Гр. А.Д. (Град — кличка его любимой лошади, на которой он выиграл
немало призов на конских скачках); позднее печатался в «Военном обозрении»,
«Разведчике», «Ниве», «Руси» и других изданиях. В ранних повестях и рассказах,
печатавшихся преимущественно в приложениях к журналу «Нива» и вошедших в сб.
«На озере» (1895) и «Ваграм» (1898), Краснов изображал жизнь кадетов, юнкеров,
офицеров (во мн. произведениях присутствовала любовная интрига), развивая
«мысль об офицерстве как особой благородной касте, отстаивая привилегии
гвардейцев...» (Калинин И. Русская Вандея. М.; П., 1926. С.50). Однако
определяющей темой ранних произведений Краснов явилась тема героического
прошлого донского казачества («Атаман Платов», «Донцы: Рассказы из казачьей
жизни», «Донской казачий полк сто лет тому назад», «Казаки в начале XIX века:
Исторический очерк» (все — 1896).
Уже в раннем творчестве Краснов заявил о себе как о защитнике монархии,
старинных устоев и традиций донского казачества.
В 1897-98 Краснов был командирован в Абиссинию в качестве начальника конвоя при
российской дипломатической миссии к негусу Менелику. За 3 месяца Краснов
проделал опаснейший переход на верблюдах и мулах по сомалийской пустыне и
Данакийским горам. За 11 дней он доставил из Абиссинии в Петербург пакет с
секретной корреспонденцией. За выполнение этого задания Краснов был произведен
в подъесаулы и помимо российских наград (орден Станислава 2-й степени) был
отмечен офицерским крестом эфиопской звезды 3-й степени и французским орденом
Почетного легиона. Абиссинские впечатления нашли преломление в книге Краснова
«Казаки в Африке. Дневник начальника конвоя российской императорской миссии в
Абиссинии в 1897-1898 гг.» (1899) (через год книга была переиздана под
названием «Казаки в Абиссинии...» с посвящением цесаревичу Михаилу
Александровичу и великой княжне Ольге Александровне) и сб. «Любовь абиссинки и
др. рассказы» (1903).
В 1901-05 в качестве специального корреспондента военной газеты «Русский
инвалид» Краснов выезжал на Дальний Восток для освещения хода китайской войны
(участия русских экспедиционных сил в подавлении народного восстания
ихэтуаней); по заданию военного ведомства знакомился с условиями жизни и быта
российских и иностр. войск в Маньчжурии, на Дальнем Востоке, в Японии, Индии.
Результатом этих впечатлений явились книги Краснова «Борьба с Китаем» (1901),
«По Азии. Путевые очерки Маньчжурии, Дальнего Востока, Китая, Японии и Индии»
(1903). В 1902 К. посетил Закавказье, где изучал жизнь и быт казаков в
гарнизонах на турецкой и персидской границах, о чем рассказал в очерках «В
сердце Закавказья» (1902-03). Краснов постоянно выступал в печати относительно
быта и строевой жизни в казачьих войсках (книга «Суворов» (1900) —
«жизнеописание для войск и народа» и др.).
В 1904 Краснов был вновь командирован на Дальний Восток в качестве
корреспондента «Русского инвалида». Его «талантливые и дельные
корреспонденции», печатавшиеся в «Русском инвалиде» под заголовком «На войне»,
«все время обращали на себя внимание образованной и серьезной публики, освещая
многие подробности тяжкой русско-японской войны» (Донцы XIX в.: сб.
Новочеркасск, 1907. С.230).
3 янв. 1905 император Николай II записал в дневнике: «Приняли атаманца
Краснова, который приехал из Маньчжурии; он рассказывал много интересного о
войне <...> он пишет статьи о ней» (Дневник императора Николая II. 1890. М.,
1991. С.207-208). В то же время, по свидетельству А.И.Деникина, «талантливые»
статьи Краснова «обладали одним свойством»: в них нередко «жизненная правда
приносилась в жертву "ведомственным" интересам и фантазии <...> элемент
"поэтического вымысла" в ущерб правде», считал Деникин, «прошел красной нитью
через всю жизнь Краснова» (Путь русского офицера // Октябрь. 1992. №2. С.101).
Краснов принимал участие в боях русско-японской войны, был награжден за
храбрость орденами. Русско-японской кампании посвящены его книги «Год войны. 14
месяцев на войне. Очерки русско-японской войны с февр. 1904 по апр. 1905 г.»
(1905-11), «Русско-японская война. Восточный отряд на реке Ялу. Бой под
Тюренгеном» (1911) и «Погром. Роман из русско-японской войны» (1915). О
последнем романе критика писала, что те сцены, где Краснов «в лице своих героев
резонерствует, "учительствует", производят самое нехорошее впечатление <...>
заключающаяся в них тенденция <...> вызывает противоречия в картинах» (А. М. Д.
[Рец.] // Военный сб. 1916. №З. С.194-195).
В 1909 выходит книга Краснова «Картины былого тихого Дона», представляющая
собой «краткий очерк истории Войска Донского для чтения в семье, школе и
войсковых частях». Как и в ранних своих произведениях о героическом прошлом
донского казачества, Краснов смотрит на историю Войска Донского глазами
монархиста. Для него вхождение казаков в состав Российской империи — результат
естественного и органического развития государственности. В основе «Картин...»
лежит идея государственного и христианского домостроительства. В русле
монархических идей написана и книга «Российское победоносное воинство. Краткая
история русского войска от времени богатырей до Полтавской победы (1709)»
(1910), представляющая собой популярный очерк истории русской армии и русского
оружия. К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 К. выпустил книгу «Донцы
и Платов» (1912), также предназначенную для чтения в семье, школе и войсковых
частях. Краснов зарекомендовал себя как талантливый популяризатор русской
военной истории, прежде всего — истории казачества.
За исключительную храбрость в военных действиях К. был награжден мн. боевыми
орденами, в т.ч. Георгиевским оружием и орденом св. Георгия 4-й степени.
Вышедшие в это время повести «Фарфоровый кролик.— Волшебная песня» (1915) и
роман «В житейском море» об армейской жизни обнаруживали схематизм сюжетных
ситуаций, элементы сентиментальности. Краснов поддержал Корниловский мятеж.
После Октябрьского переворота выступил против советской власти в союзе с
А.Ф.Керенским: «Не к Керенскому я иду, а к Родине, от которой отречься не могу»
(На внутреннем фронте // Архив русской революции. Берлин, 1921. Т.1. С.129).
Организованное Красновым наступление на Петроград потерпело неудачу. Сам
генерал-лейтенант, командир 1-й Донской казачьей дивизии (в составе 3-го
конного корпуса генерала А.М.Крымова) вскоре был арестован большевиками в
Гатчине. Давший обещание прекратить борьбу с большевиками, Краснов был
освобожден под честное слово, находился под домашним арестом. Тайно пробрался
на Дон, где стал одним из организаторов движения за автономию Дона и
государственную независимость казачества. С этого времени все усилия Краснова
будут направлены только на борьбу с большевиками. Этой задаче будет всецело
подчинена и литературная деятельность Краснова. Заочно он был приговорен
большевиками к смертной казни.
До начала Верхнедонского восстания Краснов жил в ст.Константиновской. Здесь
написал приключенческий роман «У подножия Божьего Трона» (1919) (в эмиграции
переиздан под названием «Амазонка пустыни», 1922). Одним из первых Краснов
откликнулся на события Гражданской войны на Дону, создав сборник
остроконфликтных рассказов «Степь» (1918).
В мае 1918 «Кругом спасения Дона» Краснов был избран атаманом Всевеликого
Войска Донского — независимого донского государства. Поднял донских казаков «на
национальную, народную войну» против большевиков. В своей политике
ориентировался на помощь Германии. В февр. 1919 из-за противоречий с
командованием Добровольческой армии (отказался подчиниться А.И.Деникину,
противнику самостийности Дона) и в связи с поражением Донской армии подал в
отставку. В сент. 1919 вступил волонтером в Северо-Западную армию генерала
Н.Н.Юденича, где ведал вопросами пропаганды. Издавал газете «Приневский край»
(ред.— А.И.Куприн).
В янв. 1920 являлся русским военным представителем в Эстонии и членом
Ликвидационной комиссии войсковых частей, соединений и штабов и учреждений
Северо-Западной армии, участвовал в переговорах с правительством Эстонии об
эвакуации русских солдат и офицеров. После окончания Гражданской войны Краснов
жил в Берлине (некоторое время издавал, вместе с И.А.Родионовым, журнал
«Казачий вестник») и Париже, занимался литературной и политической
деятельностью: сотрудничал с великим князем Николаем Николаевичем, Русским
общевоинским союзом (РОВС) и др. монархическими организациями.
В 1921 Краснов вместе с герцогом Г.Н.Лихтенбергским и публицистом
С.А.Соколовым-Кречетовым создал «Братство Русской Правды» (БРП), сугубо
конспиративную, пропагандистско-боевую организацию, ставившую своей целью
свержение коммунистического режима в России. Организация имела филиалы во всех
европейских странах и Маньчжурии, засылала через советскую границу боевиков,
осуществляла диверсии. Наибольшую активность БРП проявило в 1925-30-е. Позднее
организация прекратила свое существование.
В эмигрантский период Краснов было опубликовано более 40 книг, тематический и
жанровый диапазон которых был достаточно широк. Мемуарные и
историко-публицистичес-кие произведения «На внутреннем фронте» (1921);
«Накануне войны» (1937) -повествование из жизни пограничного гарнизона, куда
входил 10-й Донской казачий полк; «На рубеже Китая» (1939) — о командовании 1-м
Сибирским казачьим полком; «Павлоны» (1943) — книга о юнкерах Павловского
военного училища; приключенческое произведение для юношества «Манты к, охотник
на львов» (1928).
Краснова продолжала волновать тема современной жизни и исторических судеб
донского казачества: «Казачья самостийность» (1921); «Все проходит» (1926) —
историческая повесть в 2-х книгах о взаимоотношениях вольного Дона и боярской
Москвы в допетровские времена; «С Ермаком на Сибирь!» (1930); «Исторические
очерки Дона» (1944).
Антиутопическим романом «За чертополохом» (1922; 2-я, перераб. ред. — 1928) о
будущем большевистской России Краснов заявил о себе как мастер фантастического
жанра. В этом произведении наиболее отчетливо отразился политический идеал
Краснова-писателя — стремление видеть Россию страной, где восстановлена
монархия и православная вера.
Краснов проявлял интерес к теме судеб русской интеллигенции, создав такие
произведения, как «Опавшие листья» (1923) — лиро-эпическую хронику
предреволюционной жизни, воспроизведенную через призму сознания молодого
человека; 3-томную эпопею о русской интеллигенции 1910-20-х — «Largo» (1930),
«Выпашь» (1931), «Подвиг» (1932).
Важное место в обширном творческом наследии Краснов занимает цикл романов,
посвященных «великой русской трагедии» (революции 1917): «Единая неделимая»
(1925), «Понять - простить» (1928), «Белая свитка» (1928). Открывает этот цикл
главное произведение Краснова, над которым он работал в течение 27 лет,—
роман-эпопея «От Двуглавого Орла к красному знамени. 1894-1921» (опубл.
1921-22). В нем нашли отражение ключевые события эпохи царствования императора
Николая II и первых пореволюционных лет. Центральная фигура романа —
гвардейский офицер Саблин, ставший генералом. Он переживает долгую, сложную и
мучительную эволюцию. Некогда восторженный идеалист, обожавший царя и его
семью, Саблин постепенно разочаровывается в предмете своих монархических
верований. Одной из причин этой эволюции явилось самоубийство его любимой жены,
попавшей в сети «старца» Распутина. Критика отмечала, что роман Краснова «имеет
право на пристальное внимание» (Василевский И. [Не-Буква]. Литературные
силуэты. М., 1922. С.53); сравнивала его с «Войной и миром» Л.Н.Толстого (см.:
Попов К. «Война и мир» Л.Н.Толстого и «От Двуглавого Орла к красному знамени»
П.Н.Краснова. Париж, 1934), с «Тихим Доном» М.А.Шолохова. Д.Святополк-Мирский
писал, что «Шолохов несравненно талантливее, чем его прежний атаман, он очень
далек от той напыщенной тривиальности, которая наполняет роман Краснова»
(Slawische Rundschau. 1932. №10. S.12). Г.Адамович находил, что Краснов «во
всех отношениях Шолохову уступает. Но характер его писаний — шолоховский.
Притом таланта у него отрицать нельзя. Первый том "Двуглавого Орла и красного
знамени" написан с такой широтой и непринужденностью, какая и не снилась многим
нашим заправским беллетристам. Дальше все портится...» (Последние новости.
1933. 24 авг.). А.И.Куприн считал, что «"мир" выходит <...> у П.Н.Краснова
слабее "войны". Но в военных сценах он проявляет себя настоящим художником»
([Рец.] // Общее дело. 1921. 9 мая).
Несомненный интерес представляют исторические романы К. о русских государынях:
«Цесаревна. 1741-1762» (1933) — о Елизавете Петровне и «Екатерина Великая»
(1935), а также роман о народовольцах «Цареубийцы (1 марта 1888 года)» (1938),
считающийся одним из лучших произведений на эту тему. В
революционерах-террористах (Перовской, Желябове и др.) Краснов увидел
исторических предшественников большевиков. В отличие от политической
беллетристики, с характерной для нее тенденциозностью, нарочитой заданностью и
схематизмом характеров, исторические романы Краснова являются незаурядными
художественными произведениями, они написаны с глубоким знанием реалий эпохи.
Знаток русской истории, Краснов с оптимизмом смотрел в будущее России: «Глядя в
прошлое, не могу не видеть, что будущее России окажется прекрасным. Пройдут
тяжелые годы лихолетья, как проходили и раньше. Россия воскреснет и станет еще
краше, нежели была, потому что русский народ полон героев» (Дон. 1995. №10.
С.50).
В рукописи остались романы «Погибельный Кавказ» и «Между жизнью и искусством».
Творчество Краснова получило неоднозначную оценку современников — прежде всего
читателей-эмигрантов. Одни причисляли его к «бульварным писакам», из-под пера
которых выходили «халтурные романы» (Александровский Б.Н. Из пережитого в чужих
краях. М., 1969. С.308), пользующиеся «известным успехом у публики с дурным
вкусом и старорежимными наклонностями» (Любимов Л. На чужбине. Ташкент, 1989.
С.181). Другие видели в нем «прекрасно образованного, с несомненным
литературным талантом <...> вдумчивого романиста» (Калинин И.М. Русская Вандея.
М.; Л., 1926. С.51). И.А.Бунин записал 28 июля 1940 в дневнике: «Читаю роман
Краснова "С нами Бог". Не ожидал, что он так способен, так много знает и так
занятен» (Устами Буниных. Франкфурт-на-Майне, 1981. Т.3. С.55).
В 1941 Краснов приветствовал нападение фашистской Германии на СССР. Занятая
бывшим атаманом бескомпромиссная позиция («Хоть с чертом, но против
большевиков») привела его к тому, что он пошел на сотрудничество с
гитлеровцами. Краснов принял участие в работе казачьего отдела министерства
восточных территорий.
В марте 1944 он был назначен начальником Главного управления казачьих войск при
министерстве, руководил организацией «Казачий стан» (сначала в Белоруссии, а
затем в Северной Италии) и формированием частей, действующих против белорусских
партизан и бойцов итальянского Сопротивления.
В мае 1944 Краснов был интернирован англичанами, передан советскому
командованию и доставлен в Москву. После длительного следствия он был
приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни и вместе с
др. казачьими генералами (А.Г.Шкуро, Султан-Келеч Гирей, С.Н.Краснов,
Т.И.Доманов, Г. фон Паннвиц) повешен во дворе Лефортовской тюрьмы. На свидании
с внучатым племянником Н.Н.Красновым он сказал перед смертью: «Что бы ни
случилось — не смей возненавидеть Россию. Не она, не русский народ виновники
всеобщих страданий <...>. Недостаточно любили свою родину те, кто первыми
должны были ее любить и защищать» (Краснов Н.Н. Незабываемое. С.139).
Жена писателя, оперная певица Л.Ф.Краснова (урожденная Гринензейнен), чудом
избежавшая выдачи англичанам, умерла 22 июня 1949 в Мюнхене.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх