AZ-libr.ру

информационный портал





Кочин Николай Иванович
[15.07.1902-31.05.1983]

  Другие персоны с фамилией Кочин
Другие персоны с именем Николай
Кто родился в этот день 15.07
Кто родился в этот год 1902

       [2(15)7.1902, с. Гремячая Поляна Нижегородской губ.— 31.5.1983, Горький]
       — прозаик.
       Родился в крестьянской семье. Окончил начальное училище в районном центре Дальнее Константинова. Намеревался продолжить обучение в Волоколамской учительской семинарии, но ее закрыли после революции 1917. Кочин радостно встретил грядущие изменения в деревне. Он вернулся на родину, где был пропагандистом в комитете бедноты, селькором в газете «Беднота».
       В 1924 окончил Нижегородский педагогический институт. Учительствовал сначала в г.Павлове на Оке, а затем в Туапсе. Здесь, в учительском общежитии, на подоконнике общей комнаты, он написал свой первый роман «Девки» (1928). Произведение было опубликовано в журнале «Октябрь» А.Фадеевым, который обратил внимание, благодаря необычному названию, на рукопись никому не известного автора.
       «Девки» — это роман о том, как постепенно выпрямляется забитая деревенская девушка, ощутившая себя полноправным членом общества, как начинает она тянуться к знаниям и культуре. Писатель показывает безжалостную к человеку беспросветно дикую деревню, в которой ростки нового пробивают себе дорогу с огромным трудом. Тем сильнее противодействие героев среде, острее конфликт. Кочин осуждает героя, который боится выступить против общепринятого мнения, выделиться из своей среды. Одна из главных героинь «Девок» беднячка Парунька Козлова, оскорбленная и обесчещенная, но не сломленная, убегает в город. Во 2-й редакции романа (1933) автор использует общий для литературы того времени сюжетный ход, когда героиня, став в городе активной общественницей, возвращается в деревню.
       После публикации романа Кочин переезжает в Нижний Новгород, чтобы заняться писательской деятельностью, и живет там до последних дней своей жизни. На очерки Кочина «Записки селькора» (1929) обратил внимание М.Горький. В них автор изображает тяжелое положение родной деревни, живущей кустарным трудом и попавшей в кабалу к спекулянтам. Он приводит подлинные высказывания крестьян о происходящем и, что особенно интересно, о литературе. Здесь Кочин впервые сформулировал свое эстетическое кредо: писать только о том, что знаешь досконально. Кочин много ездит по стране и сначала оставляет восторженные свидетельства по поводу создания колхозов в деревне. Потом его взгляды резко изменились. Он признает, что коллективизация губительна. В повести «Тарабара» (1933) и неизданном «Деревенском дневнике» (1941) он показывает, что человек не испытывает удовлетворения от совместного труда, к которому пришла деревня; плотник Акима из повести «Тарабара», который раньше выпиливал из дерева ажурные кружева, в условиях колхозной уравниловки начинает работать спустя рукава: «Куда это все мое прилежание девалось? Сгинуло оно, ляпаешь топором — и ладно». Писатель не побоялся поднять актуальную и больную проблему времени, о которой в те дни говорить было опасно,— недостатки колхозной действительности. Повесть подверглась критике в печати.
       Не обошел писатель и тему индустриализации. Чтобы достоверно написать о жизни рабочих, он трудится в бригаде каменщиков на строительстве Горьковского автозавода, на материале своих наблюдений пишет роман «Парни» (1933), посвященный переделке крестьянского сознания в пролетарское. Герой романа Иван Переходников, бывший крестьянин, становится каменщиком, передовиком производства на строительстве автозавода. Это одно из наиболее характерных у Кочина произведений социалистического реализма, когда будущее романтизируется и рассматривается как конечная цель развития. От героя требуется соответствие его частной жизни судьбе всеобщей и историческому ходу времени. Автор с одобрением воспринимает конец замкнуто существовавшей деревни Монастырки, в которой «жили старики как мыши в коробе». На ее месте строится автозавод. И переезд Переходникова после окончания строительства на Урал, где его ждет новая работа, должен свидетельствовать о расширении кругозора, духовном росте героя. Сами названия первых произведений Кочина: «Девки», «Тарабара» (тарабарщина — нечто бессмысленное и непонятное), «Парни» — свидетельствуют о приверженности писателя устной народной традиции, его установке на живую разговорную речь.
       В 1937 Кочин пишет автобиографическую повесть «Юность». Это бессюжетное произведение, в котором основой повествования становится сама история: выступления крестьян против помещика, борьба с кулачеством и дезертирством, работа комсомольской организации и комбедов. Кочин обращается и к более далекой эпохе. В документальной повести «Кулибин» (1938) об известном русском механике-самоучке он раскрывает трагедию подлинного таланта, творческого, ищущего человека, которого использовали лишь как выдумщика по части дворцовых забав.
       Кочин возражал против политики Сталина в деревне, что было подлинной причиной его ареста в 1943. 10-летняя каторга в Сибири и Казахстане оказала огромное влияние на последующее его творчество. После возвращения он пытается писать новые романы о современной жизни. Однако Кочин не обладал в те годы необходимой для романного жанра цельностью мировосприятия, и этим объясняется состояние творческого кризиса писателя в 1953-62.
       В первой половине 1960-х Кочин начинает писать о жизни лагерников. Доминантой повести «Цыпленок пареный» (1962), «По вольному найму» (1964) и многочисленных рассказов является утверждение способности человека к свободе мысли и чувства в самых неблагоприятных условиях: в тюремном карцере, лагере или больнице. Происходит переосмысление прежних ценностей. Если раньше религиозность писатель воспринимал как проявление темноты и невежества, то теперь она является для него свидетельством высоких моральных качеств. В неопубликованной повести «Путь Савла» (1963) автор изображает нового для себя героя — праведника, православного священника Иосифа, после общения с которым активистка-антирелигиозница становится верующей.
       Кочин делает переоценку социалистическому обществу, его законам и морали. Резкая, бескомпромиссная интонация становится в этот период обычной для писателя. Это настроение характеризует и его героев-правдоискателей: попавшего в лагерь писателя Седова («Цыпленок пареный»), журналиста Приставкина, умирающего в больнице («У финиша»), учительницу Прасковью Васютину, ведущую атеистическую пропаганду («Путь Савла»). Переоценка прежних воззрений отразилась и на трактовке героя-труженика, которым у писателя чаще всего оказывается верующий или зажиточный крестьянин. В 3-м варианте романа «Девки» (1958) поэтичный монолог о хлебе, который надо беречь и уважать, произносит кулак Егор Канашев.
       В 1970-80-е Кочин осмысляет свою жизнь в соотношении с историческими событиями в России. В «Нижегородском откосе» (1970) рассказывается о жизни и учебе главного героя автобиографической прозы Кочина Семена Пахарева в Нижегородском педагогическом институте в 1920-24. В нем показана и жизнь процветающей деревни времен нэпа, куда Пахарев приезжает на каникулы. Его отец, бывший бедняк, еле сводящий концы с концами, теперь говорит: «Весь мир, не только Россию, в молоке утопим, в масле. Только нам не мешай».
       В автобиографической повести «Гремячая Поляна» (1971) описывается детство крестьянского мальчика Семена Пахарева. В ней видно, как изменилось отношение Кочина к «малой» родине. Теперь большой пространственный мир (например, город в «Девках» и «Парнях») не сопутствует духовному богатству, а равнодушие к своему Отечеству и «малой» родине — верный признак безразличия к человеку, игнорирования моральных норм и духовности.
       В 1978 Кочин за трилогию «Юность», «Нижегородский откос», «Гремячая Поляна» присуждена Государственная премия РСФСР им. М.Горького. Кочин пытается понять истоки сталинизма. В автобиографическом романе «Семен Пахарев» (1981) он полагает, что они коренятся в идеологии троцкизма. В конце жизни Кочин обращается к патриотической теме. Образ главного героя в последнем романе «Князь Святослав» (1983; опубл. в 1993), по мысли писателя, является воплощением русского национального характера: мужественного, демократичного и естественного. Он контрастирует с образами византийских императоров — просвещенных, надменных и порочных. Неграмотный Святослав, предупреждающий противника о нападении: «Иду на вы!», оказывается честнее и морально выше своего «цивилизованного» неприятеля. По авторской версии, он был обманут печенежским князем Курей, который сделал из черепа Святослава чашу, оправил ее в золото и похвалялся тем, что пьет из черепа самого храброго в мире человека.
       Уже посмертно издан сборник «Спелые колосья» (2001). Это — записанные в разные годы и по разным поводам наблюдения, размышления и суждения о том, что ему пришлось видеть, слышать, пережить на своем веку, а также записи о литературе, о прочитанных книгах и их авторах, с многими из которых он был близко знаком. В книгу включены и воспоминания современников Кочина, знавших писателя в разные периоды его жизни.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 17:05:06 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"