Костомаров Николай Иванович
|
Другие персоны с фамилией Костомаров
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 16.05 Кто родился в этот год 1817 |
- украинский и русский историк, этнограф, писатель.
Род. в с.Юрасовка Воронежской губ.
В 1837 окончил словесное отделение философского факультета Харьковского университета. Был в центре литературного кружка, в который входили Амвросий Метлинский, И.И.Срезневский и др.
В 1842 Костомаров подготовил магистерскую диссертацию "О причинах и характере унии в Западной России", однако из-за противодействия архиепископа харьковского Борисова и профессор Устрялова защита была отменена, а книга по распоряжению властей сожжена. Лишь через два года Костомаров сумел защитить новую диссертацию "Об историческом значении русской народной поэзии", в которой противостоял крайностям западничества. Работал учителем гимназии в Ровно, Киеве.
В 1846 был приглашен в Киевский университет на кафедру истории, где читал лекции по славянской мифологии, доказывая духовное единство славян в древности ("Славянская мифология". Киев, 1847). В это же время Костомаров стал одним из основателей тайной политической организации украинской интеллигенции (В.М.Белозерский, Н.И.Гулак, Т.Г.Шевченко, П.А.Кулиш и др.) - Кирилло-Мефодиевского общества (1846-1847), ставившего целью создание славянской федерации во главе с Украиной, за что был арестован, год провел в заключении и в 1848 сослан в Саратов под полицейский надзор.
До 1857 Костомаров служил в Саратовском статистическом комитете, публиковал статьи по истории, экономике и народной культуре саратовского края, работал над историческими трудами. После освобождения от наказания по амнистии (1856) и заграничного путешествия, в ноябре 1859, Костомаров был приглашен в Петербургский университет профессором русской истории. В лекционном курсе Костомаров выступал против историков государственной школы и в противовес официальной историографии пытался "найти и уловить особенности народной жизни частей русского государства". Ореол пострадавшего за убеждения, блестящие лекции в университете, публичный диспут "О начале Руси" с Погодиным, статьи в "Современнике" и "Отечественных записках", работы по истории народных движений - все это принесло К. широкую известность.
Но уже в 1862 Костомаров был вынужден уйти из университета, отказавшись поддержать протест профессуры и студенчества против полицейских репрессий. Впоследствии Костомаров не раз приглашали занять кафедру в Киевском или Харьковском университетах, но Министерство народного просвещения вынудило его отказаться от преподавательской карьеры, оставив за ним работу в Археографической комиссии. Под редакцией Костомаров в 1861-1884 вышло 12 томов "Актов, относящихся к истории Южной и Западной России, собранных Археографической комиссией", а также три выпуска "Памятников старинной русской литературы". За четверть века Костомаров опубликовал более 200 трудов, в основном посвященных политической истории России и Украины.
В 1876 К. стал Член-корреспондентом АН.
Умер Костомаров в Петербурге.
На мировоззрение Костомаров значительное влияние оказало филос. наследие прошлого. В своих исследованиях он выдвигал прежде всего проблемы историографии, движущих сил общественного, прогресса, национальный вопрос. Костомаров подчеркивал, что историю нельзя сводить к истории государства, это лишь форма, оживляемая деятельностью народа. Для Костомарова характерны повышенный интерес к народной психологии и духу народа, этнографии, бытовым и культурным особенностям жизни народа, истории народных движений; пересмотр официальных оценок многих исторических личностей и событий; отстаивание оригинальных, но спорных теорий (о татарском влиянии на возникновение государственные организации в Московской Руси, об учреждении крепостного права Борисом Годуновым и т.д.).
Особое внимание Костомаров уделял проявлениям федеративных начал в народном сознании и политической жизни русского государства. Концептуальной основой разрабатываемых им идей и теорий были положения о Киеве и Поднепровье как исходном центре всего восточноевропейского славянства, представлявшего собой, по его утверждению, единое целое и имевшего до XIII в. общий (без разделения на диалекты) язык, а также о многовековой борьбе на Руси двух начал - демократического федеративно-вечевого и монархического, направленного к централизации и единодержавию.
При этом Костомаров носителем демократического начала считал "малороссийскую народность", а начала "единодержавия" - "великорусскую народность". Противоположность "народного духа" "южнорусской натуры" (в которой "не было ничего насилующего, нивелирующего; не было политики, не было холодной рассчитанности, твердости на пути к назначенной цели") и "великороссов" (которым присущи рабская готовность подчиниться самодержавной власти, стремление "дать прочность и формальность единству своей земли") обусловила, по мнению К., различного направления развития украинского и русского народов. Даже факт расцвета вечевого строя в "северно-русских народоправствах" (Новгороде, Пскове, Вятке) и утверждение единодержавного строя в южных областях Костомаров объяснял влиянием "южноруссов", якобы основавших северорусские центры с их вечевой вольницей, тогда как подобная вольница на юге была подавлена северным самодержавием, прорываясь, однако, в образе жизни и свободолюбии укр. казачества. Подобные утверждения давали повод для обвинений Костомарова в "украинофильстве" и попытках "разложить отечество".
Представляет интерес панславистская программа Кирилло-Мефодиевского общества, разработанная Костомарова. Программа предполагала создание духовного и политического объединения "южноруссов, северноруссов с белоруссами, поляков, чехов со словенцами, сербов-лужичан, иллиро-сербов с хорутанами, болгар" в славянскую федерацию с центром в Киеве, включающую 18 отдельных республик на территории Польши, Чехии и Моравии, Сербии, Болгарии и России, которая, в свою очередь, делилась на 14 республик. Во всех частях федерации предусматривались одинаковые основные законы и права, равенство веса, мер и монеты, отсутствие таможен и свобода торговли, всеобщее уничтожение крепостного права и рабства в каком бы то ни было виде, дворянских и всяких привилегий, отмена смертной казни и телесных наказаний, единая центральная власть, заведующая сношениями вне союза, войском и флотом; но полная автономия каждой части по отношению к внутренним учреждениям, управлению, судопроизводству и народному образованию.
Впоследствии, в 60-70-х гг., Костомаров стремился отмежеваться от панславистских идей. Непреходящую популярность большинства произведений Костомарова определили, в первую очередь, оппозиционность "казенной" науке и высокохудожественный стиль его научных трудов, в которых он отстаивал (подчас в ущерб исторической достоверности) оригинальные идеи и концепции.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх