Корвин-Пиотровский Владимир Львович
|
Другие персоны с фамилией Корвин-Пиотровский
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот год 1908 |
[1891, Белая Церковь — 2.4.1966, Лос-Анджелес]
— поэт.
Корвин-Пиотровский происходил из старинной дворянской семьи. Первую книгу
стихов, о которой никогда впоследствии не вспоминал, выпустил в 1913 совместно
с Виктором Якериным в Киеве тиражом 500 экземпляров. Сборник был подписан
«Владимир Пиотровский», что и стало авторским именем поэта до 1945. Называлась
эта книга «Стихотворения. Вып.1». Видимо, подразумевались и последующие
выпуски, но вскоре началась мировая война. На фронте Корвин-Пиотровский стал
офицером-артиллеристом, в Гражданскую войну сражался в белых отрядах,
базировавшихся на территории Польши. Попал в плен и был, по его словам,
«чрезвычайно неумело расстрелян красными партизанами». После поражения Белого
движения Корвин-Пиотровский из Польши прямо в военной форме очутился в Берлине,
который был одним из центров русской эмиграции. Корвин-Пиотровский включился в
литературную жизнь, став руководителем отдела поэзии в созданном А.Дроздовым
журнале «Сполохи». В этом журнале была опубликована одна из первых поэм
Корвина-Пиотровского «Звериной тропой». Сотрудничал Корвин-Пиотровский также в
берлинской газете «Руль» и в парижском журнале «Русские записки», напечатал
несколько стихотворений в журнале «Жар-птица».
Корвин-Пиотровский поддержал идею А.Дроздова о создании летом 1922 содружества
писателей «Веретено», стал его участником. В первом номере выпущенного
содружеством альм. «Веретено» было опубликовано стихотворение
Корвин-Пиотровского «Полынь-город». Однако долго эта организация не
просуществовала. Членам содружества удалось организовать всего 2 своих
публичных выступления. Второе выступление, ставшее последним, состоялось 12
нояб. 1922 в берлинском кафе «Леон». На вечере с чтением своих произведений
вместе с Корвин-Пиотровским выступили Гл.Алексеев, В.Лидин, О.Савич и др. Этот
вечер был последним перед расколом содружества «Веретено». В дек.
Корвин-Пиотровский и Гл.Алексеев заявили о выходе из него.
В 1922 в издании И.П.Ладыжникова вышли две небольшие книги сказок для детей —
«Светлый домик» и «Погремушки», в Данциге — книга рассказов Корвин-Пиотровского
«Крик из ночи», а в Берлине — другой сборник — «Причуды господина аббата».
Рассказы эти, написанные с привкусом дешевой эротики, Корвин-Пиотровский в
дальнейшем в список своих произведений не включал, как, впрочем, и первый свой
поэтический сборник «Полынь и звезды» (1923), в котором чувствовалось заметное
влияние Есенина и имажинистов. Хотя встречены эти стихи были достаточно
доброжелательно: «Читая распадающуюся на три цикла книгу стихов
Вл.Пиотровского, надо признать, что этот поэт кроме влияния имеет и свое (Новая
русская книга. 1923. №2).
В начале 1923 в Берлине вышел альманах «Струги» под редакцией К.Там, помимо
стихов Б.Пастернака, В.Ходасевича, М.Цветаевой, отрывков из еще не вышедшего
романа И.Эренбурга «Жизнь и гибель Николая Курбова», были напечатаны и стихи
Корвин-Пиотровского «Свято-горскит». И.Эренбург, оценив в письме В.Лидину
альманах как издание «терпимое», о своем одногодке Корвин-Пиотровский сообщил:
«Редактор их ["Струг"] мальчишка — Пиотровский» (Попов В., Фрезинский Б. Илья
Эренбург: Хроника. СПб., 1993. С.301). Стихи Корвин-Пиотровский вошли и в
выпущенную в Берлине антологию «Из новых поэтов» (1923).
В 1924 вышла еще одна детская книжка Корвин-Пиотровского «Веселые безделки», а
в 1925 — второй сборник его стихов «Каменная любовь». Этот сб. положительно
оценила советская критика (что было в те годы редкостью), изначально негативно
относящаяся к эмигрантской литературе: «Для эмигрантской литературы характерно,
что за все восемь лет она не дала ни одного нового и свежего имени.
Литературно-эмигрантская молодежь не блещет талантами, и только один
Вл.Пиотровский, как исключение, заслуживает упоминания. В последней его книге
"Каменная любовь" (изд. "Волга", Берлин, 1925 год) есть немало хороших
стихотворений. В его стихах чувствуется приподнятость, мудрое ощущение земли,
ее мощи и здоровья... Но Пиотровский, как и все эмигрантские писатели и поэты,
целиком во власти старины: он воскрешает в своих стихах звон древних половецких
мечей, ржание славянских скакунов, тележную тоску Игорева похода и лебяжьи
крики степной, боевой тревоги: "Бродит в снах колокольный звон — / Ты коня,
молодец, пусти — / Половчанку бери в полон". Он очень тонко чувствует природу,
и его изобразительные средства богаты и щедры» (Смирнов Н. На том берегу //
Новый мир. 1926. №6. С.141). К концу 1920-х Корвин-Пиотровский вновь попробовал
себя в прозе и написал роман «Атлантида под водой» (1928), рассказы «По
разрушенной жизни» и «Русский Парнас» (1931), а в поэзии появился цикл
Корвин-Пиотровского «Стихи к Пушкину», напечатанный в первом сборник стихов
берлинских поэтов «Новоселье» (1931), по нескольку стих, во втором сборнике —
«Роща» (1932) и третьем — «Невод» (1933).
Корвин-Пиотровский в своей жизни был обидно одинок. И, возможно, не случайно,
когда в середине 1920-х большинство русских писателей перебрались из Германии в
Париж, Корвин-Пиотровский продолжал почти в одиночестве оставаться в Берлине и
писать несмотря ни на что. Стихи Корвин-Пиотровский писал в традиционной форме
XIX в.; его поэзия отличается исключительной простотой, отсутствием каких-либо
формальных новшеств. Сила стихов Корвин-Пиотровского в их романтическом
устремлении. Его не интересовали специфические проблемы своей эпохи и своего
поколения, и этим он еще больше усиливал свое поэтическое одиночество. Вся
поэзия Корвин-Пиотровского была внеисторической, и смысл ее заключался в
стремлении подняться над жизнью. Ко всему этому Корвин-Пиотровский отличался
высокой самокритичностью и большинство своих произведений, прежде всего прозу,
по прошествии времени полностью отрицал. Очень строго подходил он и к своей
поэзии.
В 1940-х, оглядываясь на прошлое, Корвин-Пиотровский написал: «До последней
войны успел выпустить шесть сборников стихотворений, которые ничего, кроме
досады, в авторе не вызвали. Исключение — сборник драматических поэм в
берлинском издательстве "Слово"» («Поздний гость»). Возможно, что отречение
Корвин-Пиотровского от ранее созданного и было одной из причин, а может быть,
даже единственной, побудившей Корвин-Пиотровского в 1945 сменить свое
творческое имя и подписываться под стихами отныне полной своей фамилией,
символизируя этим появление совершенно другого поэта.
Упомянутый же Корвин-Пиотровским сборник драматических поэм назывался
«Беатриче» и состоял, помимо заглавной, из поэм «Король», «Смерть Дон Жуана» и
«Перед дуэлью» «Его "Драматические поэмы" меньше всего стилизация.
Естественность их до того поразительна, что представляется, что написаны они не
про эпоху Возрождения. Драматические поэмы — не только творчество уже вполне
зрелого художника, но они и наиболее примечательны и самобытны среди всего
созданного Корвиным по ясности, отточенности и легкотекущего своего языка,
порою заостряемого рифмой, по своеобразию своих персонажей, по насыщенности
действием» (Офросимов Ю.). Фабулы поэм Корвин-Пиотровского неодинаковы по
сложности и увлекательности. «Перед дуэлью» посвящена последней ночи Пушкина и
не дает читателю никаких новых фактов. Фабула «Короля» достаточно традиционно:
в борьбе за престол правитель совершает ряд преступлений и даже проливает кровь
своего сына. Несколько неожидан финал. В классическом виде за всем этим должно
следовать возмездие, но оно не приходит, и даже жуткое преступление остается
безнаказанным. Несколько сложнее развивается действие в «Смерти Дон Жуана».
Корвин-Пиотровский начинает свою драму с пушкинского финала, заставляет своего
героя воплотиться в стеклянную роспись святого на кладбищенском своем памятнике
и стать свидетелем встреч погруженной в двойной траур донны Анны с Лепорелло.
Последний столь умело перенял повадки своего покойного хозяина, что в конце
концов обольщает донну Анну, отчего стеклянный Дон Жуан раскалывается и умирает
вторично, уже навсегда. Основная же тема драматических поэм Корвин-Пиотровского
— смерть и свобода.
После прихода Гитлера к власти Корвин-Пиотровский из Берлина перебрался в
Париж, а когда фашисты добрались и туда, вступил в ряды французского
Сопротивления, был арестован, но выжил. В тюрьме гестапо в Монлюке близ Лиона
сочинял стихи, которые не мог положить на бумагу и записал по памяти после
освобождения и возвращения в Париж. Эти стихи составили основу новой
поэтической книги Корвин-Пиотровского «Воздушный змей»: «Сборник — подлинно
органичен. Тематика и трактовка поэтического материала глубоко характерны для
господствующего в зарубежной поэзии настроения ухода из реальности... Каждое
стихотворение Пиотровского не есть, конечно, абсолютная удача, но его уровень
настолько высок, что придирки тут мало интересны» (Тверской П. [проф.
Н.Андреев]. Полет на ломаной кривой//Грани. 1951. №12).
На сборник «Воздушный змей» отозвался и Ю.Иваск: «Это очень умелый, остро
наблюдательный поэт, но в его упругих ямбах нет трепета поэзии. Его тонкие
гравюры — "Карусель", "Чиновник на казенном стуле" — не трогают. Он умеет
отлично показывать вещи, но у него нет дара создавать лирическую атмосферу —
дара, который был у его учителя Ходасевича» (Новый журнал 1951. №25. С.303).
После Второй мировой войны Корвин-Пиотровский, подобно многим русским
эмигрантам, некоторое время состоял в «советских патриотах», участвовал в
просоветских газ. и даже подумывал о возвращении на родину. 11 окт. 1945
И.Бунин писал М.Алданову: «На днях поэт Корвин-Пиотровский позвал меня на
"литературную чашку чая"; я согласился и поехал и застал у него С.К.Маковского,
Ладинского, Ставрова. А затем приехал вдруг советский консул Емельянов и
советник посольства Гузовский» (Октябрь. 1996. № 3).
Ни И.Бунин, ни Корвин-Пиотровский в Россию так и не поехали. Корвин-Пиотровский
уехал в Америку, где сотрудничал главным образом в «Новом журнале». В Америке
Корвин-Пиотровский вновь наряду со стихами писал прозу — «Рассказ пожилого
человека» (1953), «Признание» и «Измена» (1959), «Разговоры без продолжения»,
«Лунные пятна», «Заклинания призрака», «Охотник за бабочками», «Моя деревня»,
«Счастье», «Флоренция» (1960).
В 1960 в Париже вышел последний прижизненный сборник стихов Корвин-Пиотровского
«Поражение», в который автор включил 4 поэмы, в т.ч. и поэму о детстве «Золотой
песок» и 12 «Стихотворений о России». «Книга литературно своеобразна и
причудлива, а духовно не лишена некоторой надменности. Она не рассчитана на
чтение рассеянное и как будто заранее отталкивает тех, кто собирался бы ее
только перелистать, "пробежать". Но в ответ на внимание она обещает и ум, и
воображение, и чувство» (Адамович Г. Стихи Вл.Корвин-Пиотровского // Новое
русское слово. Нью-Йорк. 1960. 10 апр.).
Когда спустя 6 лет Корвин-Пиотровский скончался, некрологи ему посвятили
Т.Фесенко (Новое русское слово. 1966. 13 апр.), К.Померанцев (Русская мысль.
Париж. 1966. 3 июня). Гл.Струве (Русская мысль. 1966. 11 июня), Р.Гуль (Новый
журнал 1966. №83), Ю.Офросимов (Новый журнал. 1966. №84). «Мастер точного и
крепкого стиха», Корвин-Пиотровский «явно многому научился у Ходасевича... Есть
у него кое-что общее и с Набоковым, но он гораздо проще. Иногда слышатся в его
стихах интонации из "Урны" Андрея Белого, иногда тютчевское (например,
стихотворение "Темнеет небо понемногу"). Есть отголоски Баратынского и Осипа
Мандельштама... Тем не менее у Пиотровского множество счастливейших
стилистических находок, и сам он — одна из запоздалых счастливых находок
зарубежной поэзии» (Струве Г.— С.361-362).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх