AZ-libr.ру

информационный портал





Коркунов Николай Михайлович
[26.04.1853-10.12.1904]

  Другие персоны с фамилией Коркунов
Другие персоны с именем Николай
Кто родился в этот день 26.04
Кто родился в этот год 1853

       - правовед и социолог.
       Род. в Петербурге.
       Окончил юридический факультет Петербургского университета (1874), в котором с 1878 читал лекции;
       профессор Юрьевского (Тартуского) и (с 1894) Петербургского университетов.
       Считая, что из всех отраслей науки именно в юриспруденции ощущается максимальная потребность в обобщающей системе знания, развивал свои взгляды на специфику правовых явлений, связь государства и права в широком контексте философской и социологической проблематики.
       Коркунов - приверженец исторического подхода к праву и критик теории естественного права. Его философские предпочтения связаны с логикой полемики этих направлений философско-юридической мысли. Так, Коркунов воспроизводит классическую, позитивистскую трактовку научного закона и использует ее в целях фальсификации представлений о наличии некоего глубинного слоя неизменных правовых сущностей, что являлось краеугольным камнем философии естественного права. Вместе с тем он сторонится последовательного и детализированного решения собственно гносеологических вопросов и в целом не идет дальше выборочной эксплуатации взглядов первого позитивизма.
       С точки зрения Коркунов, юридические нормы совместимы с нормами нравственности относятся к классу этических норм. Если нравственные ценности служат мерилом оценки человеческих интересов, то нормы права используются для разграничения последних. Существование нравственных норм вызвано множественностью интересов отдельно взятого человека, правовые же нормы обусловлены множественностью субъектов социального взаимодействия и, следовательно, потребностью поддерживать баланс между сталкивающимися интересами разных лиц. Через категорию интереса в социологическое понимание права вносятся субъективистские мотивы. Кладя в основание социума общность интересов субъектов и связывая его специфику со способностью образования идеалов, Коркунов концентрирует внимание в первую очередь на духовных факторах общественной жизни. При этом предпринимается попытка совмещения традиционных представлений об автономности и самоценности личности с тезисом о закономерности и объективной упорядоченности социальных процессов посредством принципа причинности.
       В обществе действует универсальный принцип причины, а не цели, поэтому личность, не будучи средством, имеет перед собой как цель только то, что субъективно в качестве цели сама же и вырабатывает. Именно так, считает Коркунов, складывается правосознание. Его первоформа - правосознание индивидуальное и совершенно субъективное. Но постепенно субъективный образ должного разграничения интересов закрепляется в социальной практике и становится объективным фактором общественной жизни. Возникшие таким путем правовые стереотипы составляют питательную среду, в которой представители каждого следующего поколения социальных субъектов спонтанно формируют свои правовые идеалы. В силу этого право не является не только фактором внешнего нормативного давления на личность со стороны общества, но и произвольным продуктом личной субъективности. Оно есть причинно обусловленное субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений, вызываемое к жизни потребностями функционирования и развития общества. Точно также государственная власть основывается на сознании людьми их зависимости от государства, а само оно есть общественный союз, представляющий собой самостоятельно признанное принудительное властвование над людьми.
       Государственно-правовые воззрения Коркунова отличаются признанием идеи правового государства и акцентированием функций судебной власти.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:59:42 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"