Коняев Николай Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Коняев
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 25.08 Кто родился в этот год 1949 |
[25.8.1949, пос. Вознесенье Подпорожского р-на Ленинградской обл.]
— прозаик, историк, публицист.
Родился в поселке Вознесенье, недалеко от бывшего Вознесенского монастыря,
основанного учеником Александра Свирского преподобным Ферапонтом на месте, где
река Свирь вытекает из Онежского озера. Отец — директор школы, мать —
домохозяйка.
В 1966 окончил среднюю школу. Уже в 6-7-м классах приобрел первый литературный
опыт, писал небольшие рассказы «для себя», позднее редактировал школьный
литературный журнал. После окончания школы поступил учиться в Ленинградский
политехнический институт, но в связи с болезнью, а затем и смертью матери
(1970) институт не окончил. Уход из жизни близкого человека и тяжелые
переживания, с этим связанные, породили волну раздумий над жизнью и привели к
окончательному осознанию своего писательского призвания. По материалам дневника
болезни и смерти матери он пишет свой первый по-настоящему «взрослый» рассказ
«Первые уроки». В течение года он еще раз пробует учиться в Лесотехнической
академии, но интерес к литературной работе оказался сильнее. Оставив академию,
он идет работать простым рабочим, а в свободное время полностью посвящает себя
литературе. Первый рассказ «Пятьдесят пятая весна» был опубликован в альманахе
«Молодой Ленинград» в 1974. В этом же году он поступает учиться в Литературный
институт им. А.М.Горького (1974-80). Продолжая учебу в Литинституте, Коняев
переезжает в Минск (1975-81), где работает сначала на заводе разнорабочим, а
затем корреспондентом многотиражной газете «Трактор» и редактором на киностудии
«Беларусь-фильм» (1980-82).
В 1970-е Коняев сотрудничает и с самиздатовскими журналом «Часы», «37» и др.
Уже первые книги рассказов Коняева, вышедшие в начале 1980-х,— «Такой ветер»
(1980), «Земля, которая помнит все» (1982), «Первые уроки» (1982) привлекли
внимание читателей и критики. В.Кожинов, рецензируя первый сборник рассказов
Коняева, писал: «У меня нет сомнений, что Николай Коняев вскоре займет весомое
место в литературе. Лучшие страницы его прозы органичны, значительны,
своеобразны...» (Литературная Россия. 1979. 30 нояб.). «Художественная речь
Коняева,— отмечал критик А.Арьев,— берет начало в пластах народной языковой
культуры. Его проза — явление самостоятельное и в земле укорененное. А потому —
живое» (Звезда. 1982. №7. С.199).
Последующие сборники рассказов писателя «Ненайденные клады» (1987), «У тихой
воды» (1989), романы «Пригород» (1990) и «Заводское поле» (1990) открывали
перед читателем малознакомый в литературе мир северных поселков и окраин
больших городов, где в каждом герое писатель стремится найти лучшие
человеческие черты — честность, доброту, чувство порядочности и справедливости.
Жизнь в советской стране конца 1970-80-х не отличалась разнообразием, она уже
не озарялась ни живительным светом большой гражданской идеи, ни даже
космическими успехами, к которым люди также постепенно начали привыкать.
Общественный застой отразился и на литературе. Стал ощущаться недостаток
подлинного сюжета, что и предопределило интерес Коняева к жанру фантасмагории и
гротеска (см. повести и рассказы в сборнкие «Марсиане», 1991).
Годы последующего лихолетья, связанные с начавшейся в 1985 «перестройкой», а
затем и коренным реформированием уклада всей общественной жизни, по признанию
самого писателя, породили такие сюжеты, за которыми ни литературе, ни людям
было не угнаться и с которыми жить по-прежнему было уже невозможно. В этих
условиях художественная литература, несущая в себе гуманистические истоки
человечности и доброты, помогала людям пережить страшное, защитить души от
агрессии и вируса бездуховности, что и нашло отражение в рассказах «Механик
Баранов, искавший свою матерь» (1986), «Охота в старых кварталах» (1991) и
других произведениях Коняева. Вместе с тем годы общественного застоя и
литературной стагнации, отраженные в романе «Долгие дни лета» (1986) и
связанные с поиском новой духовной «тверди», характеризовали, начиная со второй
половины 1980-х, второй этап творческой эволюции писателя. Стремясь преодолеть
недостаточность чисто худож. осмысления действительности и опасаясь ложных
маяков современности, писатель обращается к документалистике. Художественная
проза первых книг рассказов Коняева начинает уступать место исторической и
документально-художественной литературе, которая в качестве постоянной
составляющей становится неотъемлемой частью жанрового репертуара его новых
произведений. В этом ключе он пишет книгу «О себе Ермак известие дал...»
(1984), путевые заметки «В зоне рискованного земледелия» (1985), выпускает
«Рассказы о землепроходцах» (1987). Несомненной удачей Коняева стали его новые
повести «Путник на краю поля» (1993), «Ангел родины» (1997), «Вологодская
трагедия» (1997), посвященные судьбе выдающегося русского поэта Н.М.Рубцова
(все три повести отдельными главами вошли в книгу Коняева «Николай Рубцов»,
изданную в 2001 в серии «ЖЗЛ»). В книгу, исполненную «любви и горечи», вошли
документальные свидетельства и редкие фотографии, связанные с Н.Рубцовым, из
личных архивов А.Пантелеева, Н.Коняева, С.Куняева, А.Антуфьева. Пробираясь
сквозь наслоения противоречивых свидетельств и документов, Коняев пытается
подвести читателя к образу живого поэта, к подлинным истокам его души и
поэтического творчества. «Стихи Рубцова,— справедливо замечает Коняев,— всегда
попытка восстановления храма, это возведение церковных стен, вознесение
куполов, это молитва, образующая церковное строение, и страшное ожидание
окончательной гибели его» (Николай Рубцов. М., 2001. С.157).
Трагической судьбе еще одного лирика, поэта-обэриута Н.М.Олейникова, посвящена
документальная повесть Коняев «Дни забытых глухарей» (1994). Это попытка
писателя также восстановить то, что происходило в действительности. Повесть
открывает в Н.Олейникове несломленного человека, показывает непростые повороты
судьбы этого талантливого художника. О детских годах русских великих князей и
царей, о их воспитании и играх говорится в любопытной книге Коняева «Игрушки
русских императоров» (1992-94). В повести «Власов до Власова» (1994-95),
используя новые архивные документы, Коняев рассказывает о довоенном периоде
жизни генерала А.А.Власова, позднее будет написана книга «Два лица генерала
Власова» (2001; 2003). Первому крестьянскому восстанию при советской власти в
1918 посвящена «Новоладожская Вандея» (1995). О малоизученной секретной
деятельности Петрочека в 1918 повествуется в книге-исследовании «Гибель красных
Моисеев» (1995-96; 2004). Документальная повесть «Марш мертвых команд» (1998)
рассказывает о жизни писателя В.С.Пикуля. «Великая северная ревизия» (1999) —
исторический роман о выдающемся русском мореплавателе XVIII в., сподвижнике
Петра I Витусе Беринге. Исторический очерк Коняева «Исполнить последний долг
христианина» (1999) возвращает нас к последним дням жизни А.С.Пушкина.
С начала 1990-х явственно обозначается новый, наиболее зрелый период творчества
Коняева, связанный с окончательным осознанием духовной традиции православия не
только личной, но и общественной культурно-исторической ценностью. Православная
тема становится доминирующей не только в последующих книгах, романах, повестях
писателя, но и в его статьях, очерках, публицистике. Из-под его пера выходят
такие работы как «Святитель Стефан Великопермский» (1993), «Оптинская трагедия»
(1993), «Последние часы жизни митрополита Иоанна» (1997), «Преподобный
Александр Свирский и его ученики Свирские чудотворцы» (в соавторстве с
М.Коняевой; 1998), «Дальний приход» (1998), «Закопанные и сожженные» (книжное
название «Аввакумов костер»; 1998), «Валаамские рассказы» (1999), «Заступник
российский: Святой благоверный князь Александр Невский» (2001), «Обитель Святой
Троицы: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь» (2002) и др.
Характеризуя последнюю из вышеназванных книг, снабженную уникальным по своему
художественному достоинству фотоиллюстративным материалом, Ю.Чуканов отметил:
«Повествуя об одной из заповедных русских обителей — Свято-Троицком Александра
Свирского монастыре,— новая книга Николая Коняева посвящена вопросам
духовности, осмысления человеческой жизни, извечному стремлению русской души к
чистоте и истине» (Новый Петербург. 2002. 25 апр. С.4). О книге Коняева
«Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский» (1997) священник Алексей
Мороз написал: «Книга Н.М.Коняева является одной из первых, если не первой
работой, позволяющей нам приблизиться к пониманию путей современной святости,
ощутить реального, живого, вполне досягаемого человека, священномученика
Вениамина» (Священник Алексей Мороз. Сила веры и правды // Лит. Петербург.
1997. №2). Высокую оценку книге Коняева «Апостольский колокол» (2001; 2003),
повествующей о Валаамском Преображенском мужском монастыре, дал и Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За эту книгу в 2003 писатель
удостоен Большой литературной премии России.
Разнообразное по своему характеру творчество Коняева представлено в широчайшем
жанрово-тематическом диапазоне: от романа, повести, фантастики и злободневной
публицистики до пьес («Кража со взломом», «И весна и осень», «Зал ожидания» и
др.), психологического детектива («Письма с того света»), рассказов для детей
(«Люся Лампочкина», «Игрушки русских императоров», «Гуси-лебеди» — в
соавторстве со священником Алексеем Морозом) и даже стихов. Сборник стихов
Коняева «Террористы» (1997) посвящен теме исторической ответственности тех, кто
берет на себя смелость по своей духовной слепоте ввергать людей в социальные
потрясения и катастрофы.
Особое место в творчестве писателя занимает продолжающийся исторический труд
«Русский хронограф» (1990-98; 2005), охватывающий события и лица от Крещения
Руси до нашего времени. Хронограф позволяет «объемно» взглянуть на далекие
исторические события православной Руси — России, отметить неожиданные и
одновременно закономерные параллелизмы отечественной истории.
Общественная работа Коняев также весьма содержательна и заметна.
В 1984-86 он работает редактором в издательстве «Советский писатель», заведует
отделом прозы в журнале «Нева» (1986-88).
Был делегатом VI съезда СП РФ, VIII и IX съездов писателей России, II и III
съездов Международного Сообщества писательских союзов. Коняев является
секретарем СП России, бессменным председателем Православного общества писателей
Санкт-Петербурга, членом-корреспондентом Международной Славянской академии,
членом-корреспондентом Петровской академии, членом редсоветов ряда журналов и
газет. Произведения Коняева переведены на многие европейские языки. Романы и
повести писателя отмечены многочисленными премиями: им. Василия Шукшина, Андрея
Платонова, премией ВЦСПС, Правительства Санкт-Петербурга, премиями журнала «Наш
современник», «Молодая гвардия», «Север», «Студенческий меридиан» и др.
Творчество Коняева удостоено «Золотой Пушкинской медали к 200-летию со дня
рождения А.С.Пушкина».
Чтение произведений Коняев всегда и серьезное, и одновременно увлекательное
занятие, но за острой фабулой и неожиданно обнаруженным фактом истории все
время слышится голос художника, пронизанный щемящей тоской по надмирному Свету
и глубокой православной духовностью. Характеризуя художественное своеобразие
автора, один из рецензентов писал: «Неяркие краски родного края, тусклый свет
северных небес придают рассказам писателя ощутимо мрачный, „северный" колорит,
чем-то напоминающий темно-коричневый фон Рембрандта» (Лопусов Ю.А. Кризис веры:
Литературно-критические заметки. М., 1991. С.266).
Высокую оценку творчество Коняева получило как у его многочисленных читателей,
так и у литературоведов и критиков. Т.Батурина, говоря о значении писателя,
констатировала: «Он поистине летописец духовной жизни русского человека, самой
широкой его массы в последние десятилетия двадцатого века» (Батурина Т.П.
Анахронизм...: Литературно-критические статьи, рецензии, зарисовки. СПб., 2004.
С.55). В.Кречетов, подтверждая вышесказанное, справедливо отметил: «Николай
Коняев давно стал необходимой частью русской литературы. Его присутствие в ней
подобно присутствию погоды. Она всегда есть, даже когда мы говорим "непогода"»
(День. 1999. №10. 28 окт. С.5).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх