AZ-libr.ру

информационный портал





Коняев Николай Михайлович
[25.08.1949]

  Другие персоны с фамилией Коняев
Другие персоны с именем Николай
Кто родился в этот день 25.08
Кто родился в этот год 1949

       [25.8.1949, пос. Вознесенье Подпорожского р-на Ленинградской обл.]
       — прозаик, историк, публицист.
       Родился в поселке Вознесенье, недалеко от бывшего Вознесенского монастыря, основанного учеником Александра Свирского преподобным Ферапонтом на месте, где река Свирь вытекает из Онежского озера. Отец — директор школы, мать — домохозяйка.
       В 1966 окончил среднюю школу. Уже в 6-7-м классах приобрел первый литературный опыт, писал небольшие рассказы «для себя», позднее редактировал школьный литературный журнал. После окончания школы поступил учиться в Ленинградский политехнический институт, но в связи с болезнью, а затем и смертью матери (1970) институт не окончил. Уход из жизни близкого человека и тяжелые переживания, с этим связанные, породили волну раздумий над жизнью и привели к окончательному осознанию своего писательского призвания. По материалам дневника болезни и смерти матери он пишет свой первый по-настоящему «взрослый» рассказ «Первые уроки». В течение года он еще раз пробует учиться в Лесотехнической академии, но интерес к литературной работе оказался сильнее. Оставив академию, он идет работать простым рабочим, а в свободное время полностью посвящает себя литературе. Первый рассказ «Пятьдесят пятая весна» был опубликован в альманахе «Молодой Ленинград» в 1974. В этом же году он поступает учиться в Литературный институт им. А.М.Горького (1974-80). Продолжая учебу в Литинституте, Коняев переезжает в Минск (1975-81), где работает сначала на заводе разнорабочим, а затем корреспондентом многотиражной газете «Трактор» и редактором на киностудии «Беларусь-фильм» (1980-82).
       В 1970-е Коняев сотрудничает и с самиздатовскими журналом «Часы», «37» и др.
       Уже первые книги рассказов Коняева, вышедшие в начале 1980-х,— «Такой ветер» (1980), «Земля, которая помнит все» (1982), «Первые уроки» (1982) привлекли внимание читателей и критики. В.Кожинов, рецензируя первый сборник рассказов Коняева, писал: «У меня нет сомнений, что Николай Коняев вскоре займет весомое место в литературе. Лучшие страницы его прозы органичны, значительны, своеобразны...» (Литературная Россия. 1979. 30 нояб.). «Художественная речь Коняева,— отмечал критик А.Арьев,— берет начало в пластах народной языковой культуры. Его проза — явление самостоятельное и в земле укорененное. А потому — живое» (Звезда. 1982. №7. С.199).
       Последующие сборники рассказов писателя «Ненайденные клады» (1987), «У тихой воды» (1989), романы «Пригород» (1990) и «Заводское поле» (1990) открывали перед читателем малознакомый в литературе мир северных поселков и окраин больших городов, где в каждом герое писатель стремится найти лучшие человеческие черты — честность, доброту, чувство порядочности и справедливости. Жизнь в советской стране конца 1970-80-х не отличалась разнообразием, она уже не озарялась ни живительным светом большой гражданской идеи, ни даже космическими успехами, к которым люди также постепенно начали привыкать. Общественный застой отразился и на литературе. Стал ощущаться недостаток подлинного сюжета, что и предопределило интерес Коняева к жанру фантасмагории и гротеска (см. повести и рассказы в сборнкие «Марсиане», 1991).
       Годы последующего лихолетья, связанные с начавшейся в 1985 «перестройкой», а затем и коренным реформированием уклада всей общественной жизни, по признанию самого писателя, породили такие сюжеты, за которыми ни литературе, ни людям было не угнаться и с которыми жить по-прежнему было уже невозможно. В этих условиях художественная литература, несущая в себе гуманистические истоки человечности и доброты, помогала людям пережить страшное, защитить души от агрессии и вируса бездуховности, что и нашло отражение в рассказах «Механик Баранов, искавший свою матерь» (1986), «Охота в старых кварталах» (1991) и других произведениях Коняева. Вместе с тем годы общественного застоя и литературной стагнации, отраженные в романе «Долгие дни лета» (1986) и связанные с поиском новой духовной «тверди», характеризовали, начиная со второй половины 1980-х, второй этап творческой эволюции писателя. Стремясь преодолеть недостаточность чисто худож. осмысления действительности и опасаясь ложных маяков современности, писатель обращается к документалистике. Художественная проза первых книг рассказов Коняева начинает уступать место исторической и документально-художественной литературе, которая в качестве постоянной составляющей становится неотъемлемой частью жанрового репертуара его новых произведений. В этом ключе он пишет книгу «О себе Ермак известие дал...» (1984), путевые заметки «В зоне рискованного земледелия» (1985), выпускает «Рассказы о землепроходцах» (1987). Несомненной удачей Коняева стали его новые повести «Путник на краю поля» (1993), «Ангел родины» (1997), «Вологодская трагедия» (1997), посвященные судьбе выдающегося русского поэта Н.М.Рубцова (все три повести отдельными главами вошли в книгу Коняева «Николай Рубцов», изданную в 2001 в серии «ЖЗЛ»). В книгу, исполненную «любви и горечи», вошли документальные свидетельства и редкие фотографии, связанные с Н.Рубцовым, из личных архивов А.Пантелеева, Н.Коняева, С.Куняева, А.Антуфьева. Пробираясь сквозь наслоения противоречивых свидетельств и документов, Коняев пытается подвести читателя к образу живого поэта, к подлинным истокам его души и поэтического творчества. «Стихи Рубцова,— справедливо замечает Коняев,— всегда попытка восстановления храма, это возведение церковных стен, вознесение куполов, это молитва, образующая церковное строение, и страшное ожидание окончательной гибели его» (Николай Рубцов. М., 2001. С.157).
       Трагической судьбе еще одного лирика, поэта-обэриута Н.М.Олейникова, посвящена документальная повесть Коняев «Дни забытых глухарей» (1994). Это попытка писателя также восстановить то, что происходило в действительности. Повесть открывает в Н.Олейникове несломленного человека, показывает непростые повороты судьбы этого талантливого художника. О детских годах русских великих князей и царей, о их воспитании и играх говорится в любопытной книге Коняева «Игрушки русских императоров» (1992-94). В повести «Власов до Власова» (1994-95), используя новые архивные документы, Коняев рассказывает о довоенном периоде жизни генерала А.А.Власова, позднее будет написана книга «Два лица генерала Власова» (2001; 2003). Первому крестьянскому восстанию при советской власти в 1918 посвящена «Новоладожская Вандея» (1995). О малоизученной секретной деятельности Петрочека в 1918 повествуется в книге-исследовании «Гибель красных Моисеев» (1995-96; 2004). Документальная повесть «Марш мертвых команд» (1998) рассказывает о жизни писателя В.С.Пикуля. «Великая северная ревизия» (1999) — исторический роман о выдающемся русском мореплавателе XVIII в., сподвижнике Петра I Витусе Беринге. Исторический очерк Коняева «Исполнить последний долг христианина» (1999) возвращает нас к последним дням жизни А.С.Пушкина.
       С начала 1990-х явственно обозначается новый, наиболее зрелый период творчества Коняева, связанный с окончательным осознанием духовной традиции православия не только личной, но и общественной культурно-исторической ценностью. Православная тема становится доминирующей не только в последующих книгах, романах, повестях писателя, но и в его статьях, очерках, публицистике. Из-под его пера выходят такие работы как «Святитель Стефан Великопермский» (1993), «Оптинская трагедия» (1993), «Последние часы жизни митрополита Иоанна» (1997), «Преподобный Александр Свирский и его ученики Свирские чудотворцы» (в соавторстве с М.Коняевой; 1998), «Дальний приход» (1998), «Закопанные и сожженные» (книжное название «Аввакумов костер»; 1998), «Валаамские рассказы» (1999), «Заступник российский: Святой благоверный князь Александр Невский» (2001), «Обитель Святой Троицы: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь» (2002) и др. Характеризуя последнюю из вышеназванных книг, снабженную уникальным по своему художественному достоинству фотоиллюстративным материалом, Ю.Чуканов отметил: «Повествуя об одной из заповедных русских обителей — Свято-Троицком Александра Свирского монастыре,— новая книга Николая Коняева посвящена вопросам духовности, осмысления человеческой жизни, извечному стремлению русской души к чистоте и истине» (Новый Петербург. 2002. 25 апр. С.4). О книге Коняева «Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский» (1997) священник Алексей Мороз написал: «Книга Н.М.Коняева является одной из первых, если не первой работой, позволяющей нам приблизиться к пониманию путей современной святости, ощутить реального, живого, вполне досягаемого человека, священномученика Вениамина» (Священник Алексей Мороз. Сила веры и правды // Лит. Петербург. 1997. №2). Высокую оценку книге Коняева «Апостольский колокол» (2001; 2003), повествующей о Валаамском Преображенском мужском монастыре, дал и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За эту книгу в 2003 писатель удостоен Большой литературной премии России.
       Разнообразное по своему характеру творчество Коняева представлено в широчайшем жанрово-тематическом диапазоне: от романа, повести, фантастики и злободневной публицистики до пьес («Кража со взломом», «И весна и осень», «Зал ожидания» и др.), психологического детектива («Письма с того света»), рассказов для детей («Люся Лампочкина», «Игрушки русских императоров», «Гуси-лебеди» — в соавторстве со священником Алексеем Морозом) и даже стихов. Сборник стихов Коняева «Террористы» (1997) посвящен теме исторической ответственности тех, кто берет на себя смелость по своей духовной слепоте ввергать людей в социальные потрясения и катастрофы.
       Особое место в творчестве писателя занимает продолжающийся исторический труд «Русский хронограф» (1990-98; 2005), охватывающий события и лица от Крещения Руси до нашего времени. Хронограф позволяет «объемно» взглянуть на далекие исторические события православной Руси — России, отметить неожиданные и одновременно закономерные параллелизмы отечественной истории.
       Общественная работа Коняев также весьма содержательна и заметна.
       В 1984-86 он работает редактором в издательстве «Советский писатель», заведует отделом прозы в журнале «Нева» (1986-88).
       Был делегатом VI съезда СП РФ, VIII и IX съездов писателей России, II и III съездов Международного Сообщества писательских союзов. Коняев является секретарем СП России, бессменным председателем Православного общества писателей Санкт-Петербурга, членом-корреспондентом Международной Славянской академии, членом-корреспондентом Петровской академии, членом редсоветов ряда журналов и газет. Произведения Коняева переведены на многие европейские языки. Романы и повести писателя отмечены многочисленными премиями: им. Василия Шукшина, Андрея Платонова, премией ВЦСПС, Правительства Санкт-Петербурга, премиями журнала «Наш современник», «Молодая гвардия», «Север», «Студенческий меридиан» и др. Творчество Коняева удостоено «Золотой Пушкинской медали к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина».
       Чтение произведений Коняев всегда и серьезное, и одновременно увлекательное занятие, но за острой фабулой и неожиданно обнаруженным фактом истории все время слышится голос художника, пронизанный щемящей тоской по надмирному Свету и глубокой православной духовностью. Характеризуя художественное своеобразие автора, один из рецензентов писал: «Неяркие краски родного края, тусклый свет северных небес придают рассказам писателя ощутимо мрачный, „северный" колорит, чем-то напоминающий темно-коричневый фон Рембрандта» (Лопусов Ю.А. Кризис веры: Литературно-критические заметки. М., 1991. С.266).
       Высокую оценку творчество Коняева получило как у его многочисленных читателей, так и у литературоведов и критиков. Т.Батурина, говоря о значении писателя, констатировала: «Он поистине летописец духовной жизни русского человека, самой широкой его массы в последние десятилетия двадцатого века» (Батурина Т.П. Анахронизм...: Литературно-критические статьи, рецензии, зарисовки. СПб., 2004. С.55). В.Кречетов, подтверждая вышесказанное, справедливо отметил: «Николай Коняев давно стал необходимой частью русской литературы. Его присутствие в ней подобно присутствию погоды. Она всегда есть, даже когда мы говорим "непогода"» (День. 1999. №10. 28 окт. С.5).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:57:06 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"